Получи документы

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ»

Елена Мешкова
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания.

Проектирование педагогом образовательного процесса в дошкольной образова- тельной организации основывается на системе решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям, способностям и интересам проблемных ситуаций и задач, активизирующих интерес детей дошколь- ников к проявлению самостоятельности в познавательной и коммуникативной дея- тельности, а также творческому самовыражению. Педагог создает творческие (про- блемные) ситуации в различных видах деятельности (игровой, познавательной, те- атральной, художественно-изобразительной деятельности, в процессе общении со сверстниками и т. д.). Необходима поддержка творческой инициативы ребенка, соз- дание атмосферы сотрудничества в коллективной творческой деятельности по инте- ресам.

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразо- вание будущего в сфере воспитания и образования дошкольников.

Педагоги детского сада в основном используют метод проектов в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект является продуктом со- трудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персона- ла детского сада. При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъекты своей деятельности. Педагог продумы- вает методы и средства мотивации каждого ребенка, заранее моделирует проблем- ные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоя- тельно принятого решения.

Одной из проблем разработки методического обеспечения является то, что у педагога детского сада возникает затруднение в подборе материала, который охва- тывал бы все образовательные области, направления и виды деятельности. Однако его наличие необходимо, поскольку оно обеспечивает пошаговый алгоритм проблемной ситуации (задачи) и направляет субъектов деятельности в поиске путей и способов достижения целей.

Нормативные правовые основы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). В настоящее время действующая редакция приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31 (с изменениями).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-

20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р).

Цели и задачи

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Цель проектной деятельности - развитие познавательных навыков детей, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании,

созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха,

формированию уверенности, развитию креативности.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

содействовать вхождению детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

содействовать развитию желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Типы проектов

Тема может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует, либо по инициативе педагога (что воспитатель считает важным для развития детей). Если тема инициируется взрослым, то перед началом проектной деятельности подбирается соответствующая возрасту детей мотивация: предметы по теме проекта, иллюстрации, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, истории, книги и т. п.

По доминирующей (ведущей) в проекте деятельности

Тип проекта, автор

классификации Содержание Возраст детей

Исследовательский

(Е. С. Полат, Н. Е.

Веракса, А. Н. Проверка предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент) и оформление результатов 5 - 8 лет старшая,

Подготовительная

Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. В. Киселёва –

исследовательско- творческий проект) в виде творческого продукта.

Направлен на развитие у детей естественно-научных представлений:

- о свойствах различных веществ (вода, лед, пар, снег, дерево, камень и т. д.);

-природных явлениях (снегопад, иней, дождь, град, гроза, туман, вьюга, радуга и т. д.);

- исторических событиях, праздниках;

- условиях жизни растений и животных и т. п.

Цель данных проектов: формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат: новое знание.

Ценность: благодаря проекту формируется познавательная активность, самостоятельность.

Форма продукта: модель, схема, календарь, газета… Оценка: оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности. группы

Ролево-игровой

(Е. С. Полат, Е. С.

Евдокимова, Л. В. Киселёва) Проекты с элементами творческих, сюжетно-ролевых игр, дети принимают на себя определенные роли (например, персонажи сказок, выдуманные герои, люди разных профессий) и решают поставленные проблемы. Степень творчества в таких проектах очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Цель ролево-игровых проектов: решение проблемных ситуаций в игре.

Результат: осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Форма продукта: игра, портфолио, альбом…

Оценка: оценивается деятельность детей в соответствии с принятой ролью. 3-8 лет

вторая младшая – подготовительная группы

Творческий

(Е. С. Полат, Н. Е.

Веракса, А. Н.

Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. В. Киселёва) Основная особенность творческой проекта состоит в том, что в ходе реализации проекта создается новый, творческий продукт.

Цель: создание творческого продукта.

Результат: творческий продукт.

Ценность: в процессе реализации проекта формируются умения самостоятельно планировать предстоящую деятельность по созданию

творческого продукта и действовать в соответствии с планом. Формируются

предпосылки универсальных учебных действий. Форма продукта: концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки, кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета.

Оценка: происходит как оценка деятельности по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность. 3-8 лет

Вторая младшая

-

подготовительная группы

Информационно- практико- ориентированный

(Л. В. Киселёва, Е. С. Евдокимова, Е. С. Полат) Сбор детьми информации о каком-то объекте, явлении из разных источников, ознакомление других участников проекта с этой информацией;

результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Цель: сбор и представление информации, которую потом можно применить в практических целях.

Результат: полная и достаточная необходимая информация.

Ценность: ориентация в различных источниках информации, умение работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию, отбирать нужную согласно теме проекта и доносить ее до сверстников

(родителей) в полном объеме.

Форма продукта: книга, альбом, макет, коллаж, игра, газета, выставка, журнал, календарь, мини-музей.

Оценка: оцениваются самостоятельность в поиске информации, её отбор, полнота представления информации. 4-8 лет

Средняя – подготовительная группы

Нормативный

(Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса) Работа по нормотворчеству основывается на событиях, возникающих в жизни детей в детском саду, детских конфликтах. Данный вид проекта всегда инициируется педагогом. Предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. Дети самостоятельно могут придумать правила поведения в различных ситуациях. Воспитатель берет на себя ответственность, что правила, созданные детьми, будут соблюдаться.

Темы проектов: «Правила поведения в группе»,

«Поможем птицам», «Как правильно вести себя в лесу», «Маленькие леди и джентльмены», правила 5-8 лет Старшая,

подготовительная группы

безопасности детей и т. п.

Цель: увеличение числа возможных вариантов поведения и создание нового правила поведения в определенной (согласно теме проекта) ситуации.

Результат: четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада, дома.

Ценность: основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

Форма продукта: модель, алгоритм, памятка, альбом, книжка, газеты, рисунки детей.

В работу по реализации нормативных проектов можно включить и ближайшее социальное окружение дошкольников: библиотека, дом, магазин, школа и т. д.

По составу участников (по охвату)

Вид проекта Содержание

Индивидуальный Чаще всего организуются в изобразительном и словесном творчестве, но также могут быть и в других видах деятельности. Например: сочинение сказки, стихотворения или загадки, их иллюстрирование.

С помощью индивидуального проекта можно увидеть, как ребенок справляется с проблемой. Данные проекты требуют больше детской самостоятельности, инициативности.

Коллективный Выполняется всем коллективом группы или детского сада. В большинстве случаев это творческие или ролево-игровые проекты. Коллективные проекты реализуются в основном в старшем дошкольном возрасте.

При выполнении коллективного проекта все дети озвучивают свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. При этом дошкольники учатся отстаивать свое мнение, понимать насколько его идея лучше (хуже) других предложенных, то есть дети учатся видеть позицию других, прислушиваться к другому мнению, договариваться между собой, приходить к единому мнению.

Коллективные проекты формируют дружеские взаимоотношения между детьми, сплачивают детский коллектив.

Групповой Реализуется группой от 3 до 10-12 детей.

Семейный Объединяет семьи, помогает родителям сотрудничать с детьми, как с равноправными партнерами, и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей, а также

повышает компетентность родителей в области воспитания дошкольника.

Парный Данный вид проекта выполняется парой дошкольников. Дети

учатся выбирать себе партнера, решать общую проблему, сотрудничать, находить верные пути решения.

По продолжительности

Вид проекта Содержание

Краткосрочный От 1-2 занятия до 1-2 недель

Они направленны на решение маленькой проблемы, или являются частью крупной.

Среднесрочный (средней

продолжительности) До 1-3 месяцев

Долгосрочный До 1 года

По содержанию

Вид проекта Содержание

Монопроект Если содержание проекта из 1 образовательная области

Образовательная область: ….(например, физическое развитие)

Интегративный Если содержание проекта 2 и более образовательных областей.

Интеграция образовательных областей:(прописываются образовательные области)

Примерная тематика проектов

Типы проектов Примерная тематика проектов

Исследовательские «О чем молчат деревья?»

«Почему трава зеленая?»

«Огурцы-молодцы!»

«Бывает ли салат синим?»

Ролево-игровые «Эти радостные сказки»

«Кондитерская фабрика»

«Больница для зверей»

«Многонациональная Россия»

«Новый год в лесу»

Творческие «Букет для мамы» (выставка рисунков)

«Серебряное копытце» (постановка сказки)

«Жить в согласии с природой» (книга авторских сказок детей)

«Книжкины именины» (праздник)

«Наши любимые книги» (открытие книжного уголка)

«Календарь экологических дат» (календарь)

«Зимний участок» (оформление прогулочного участка в зимний период)

Информационные, Практико- ориентированные «Творчество А. С. Пушкина» (выставка, альбом)

«Этот загадочный космос» (открытое занятие, конкурс)

«Моя семья» (альбомы, генеалогическое дерево)

Нормативные «Правила поведения в группе»

«Этикет за столом»

«Моя безопасность на улице»

«Азбука поведения в парке»

«Правила пользования ножницами»

«Как вести себя в ходе игры»

«Нет друга – ищи, а нашёл –береги» (Правила дружбы»

«Правила поведения в библиотеке»

Алгоритм реализации проектной деятельности в ДОУ

Мероприятия Дата проведения Исполнители Результат

этап Предварительный

Создание интереса, постановка целей, задач. Проектирование плана реализации проекта.

сентябрь Воспитатели, дети, родители Разработка перспективного плана; определение участников; определение возможных форм презентации результатов проекта.

этап Основной (пример)

Изготовление физкультурных пособий: октябрь Родители, дети, воспитатели Обогащение РППС

Сбор материалов для фотостенда

ноябрь Воспитатели, родители Фото-стенд «Физкультурный досуг в выходные дни»

«Я дружу со спортом» декабрь Воспитатели, родители, дети Совместная прогулка на лыжах

этап Заключительный

Подготовка к презентации (презентация отражает сделанную работу по всем пунктам плана в графе «Результат»).

январь

Воспитатели Презентация, выставка, праздник и т. п.

Структура проекта

Название проекта.

Вид (творческий, исследовательский, ролево-игровой, информационно-практико- ориентированный, нормативный).

Участники.

Сроки реализации проекта.

Актуальность (её обоснование через описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка проблемы, краткий анализ её изученности) Формулирование проблемы:

1. Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т. е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (мониторинг, анкетирование, научные журналы, диссертации и пр.)

2. Выделение противоречий между тем, что (или как) есть в реальности, и тем, что (или как) должно быть.

Проблема (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению; каких средств не хватает для решения задач).

Гипотеза (предположение о том, с помощью каких средств может быть достигнут результат – для исследовательских проектов).

Цель проекта (ориентирована на конечный результат, продукт проекта).

Цель — желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

Требования к цели:

Формулируется из проблемы

Формулируется как существительное, отвечающее на вопрос «Что?»

(привлечение, создание, формирование, просвещение и т. п.)

Концепция цели:

1. Конкретность (описывать, что должно быть достигнуто).

2. Измерима (в чем можно измерить результаты).

3. Достижима (за счет чего достигается и при каких условиях).

4. Ориентированной на результат.

5. Достаточно ценной.

Задачи проекта (триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие для взрослых и детей); конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т. д.).

Задача — желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.

Требования к задачам:

1. Конкретность (точные формулировки, поддерживающие цель)

2. В формулировке задач используются глаголы несовершенного вида в неопределённой форме, отвечают на вопрос «что делать?»: изучать, знакомить, создавать, вовлекать и т. п.

3. Каждая задача рассматривается как измеримая контрольная точка.

4. Задачи – это определённые достижения, направленные на решение указанных проблем.

Ожидаемые результаты (полученные знания, подтверждаемые диагностикой, количественный и качественный результат).

Продукт проекта (итоговые мероприятия: ООД, выставки, праздники, викторины, конкурсы, альбомы, обогащение РППС и т. п.).

Требования к оформлению результатов работы по проекту в приложении ко второму разделу информационно – аналитического отчёта портфолио

1. По итогам реализации проекта создаётся презентация, в которой отражаются все результаты из графы «Результат».

2. Материалы исходной и итоговой диагностики (если таковая проводилась) оформляются в таблицах (графиках, диаграммах).

3. В исследовательских проектах выдвигаемая гипотеза подтверждается

обобщением полученных данных.

4. Презентация проекта завершается выводами по итогам реализации проекта.

5. Слайды презентации (в распечатанном и читаемом виде) прилагаются к проекту.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная технология в физическом воспитании и развитии дошкольников» Использование технологии проектной деятельности в образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ позволяет решать основные воспитательные.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 13:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мешкова (УИ 360582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД