Оксана Литовкина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Зовут меня Литовкина Оксана Владимировна.
Как я стала педагогом? Ну кто из нас в детстве на мечтал быть на кого-то похожим? Вот и я в первом классе решила, что буду как Евгения Ивановна – моя первая учительница. Когда пришло время выбирать профессию, ни минуты не сомневаясь, поступила в Волгодонский педагогический колледж. Получив профессию учителя начальных классов в коррекционном образовании, я решила продолжить обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южном федеральном университете» по специальности «Логопедия». И вот в итоге я учитель-логопед!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Слова Н. Г. Чернышевского о судьбе ребё нка: «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство» - основной принцип моей работы.
Работая учителем-логопедом на протяжении10 лет, я заметила, что в младших группах детского сада количество детей с нарушением речевого развития только увеличивается. И эти нарушения становятся более сложными. Так в чем же причина? Причины нарушений речевого развития детей представляют собой воздействие на организм различных вредных факторов (они могут быть как внешними так и внутренними, сочетаться друг с другом).
В мой кабинет приходят дети с одной проблемой на всех - полиморфное нарушение речи. Они такие разные застенчивые и ранимые, неусидчивые и с взрывным характером, каждый ребенок уникален, у каждого свои способности и интересы. В процессе специального коррекционного воспитания и обучения дошкольников я становлюсь близким другом, который обеспечивает воспитанникам равные стартовые возможности для успешного начала школьной жизни вне зависимости от социального статуса их семей и уровня интеллектуального развития ребенка. Когда я слышу грамматически и фонетически правильную речь детей, которых я обучала, с которыми прошла через все возможные трудности, тогда приходит осознание важности профессии учителя – логопеда. И невольно капают слезы радости за то, что я причастна к этим успехам.
К учителю – логопеду в дошкольном учреждении на сегодняшний день предъявляются высокие требования - это применение в своей деятельности новейших достижений дефектологической и педагогической наук, внедрение современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения и реализации комплексного подхода. Следовательно, непрерывное образование, которое включает в себя и самообразование является неотъемлемой частью процесса повышения моего квалификационного уровня.
«Родитель – не гость, а полноправный член команды детского сада» - это девиз моей работы по взаимодействию с родителями воспитанников. Активное участие родителей в коррекционно – образовательном процессе, значительно повышает эффективность работы по созданию единого пространства речевого развития ребенка.
Занятия, игры, круглые столы, тренинги, задания, которые рассчитаны на совместное выполнение родителей с детьми способствуют вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Так кто же он, современный педагог? Я думаю, что это «универсальный солдат». Человек, обладающий профессиональным мастерством, высокими нравственными и духовными качествами - пример для подражания. И обязательно человек близкий для ребенка. Только беззаветно и преданно любящий детей человек, испытывающий радость и счастье от общения с ними, открывающий каждый день новое вместе с дошкольниками, выступающий в роли - писателя, художника, музыканта, певца, актера, режиссёра и дизайнера, может быть настоящим педагогом. При этом он исследователь, следит за новинками литературы и методик, совершенствует умения в использовании различных технических средств. Таков он и есть - работник дошкольного образования.
Современные исследования предлагают следующие основные качества и умения присущие педагогу :
• умение руководить, учить, воспитывать;
• умение слушать, выслушивать;
• умение решать нестандартные ситуации;
• широкий кругозор;
• речевая (коммуникативная) культура;
• высокая степень саморегуляции.
Все вышеперечисленное не возникает вдруг и сразу, а приходит с опытом, с желанием научиться чему-то новому. Ведь пока мы сами учимся, мы можем учить. Лично я учусь у своих воспитанников, у родителей воспитанников, у коллег. И мне это нравится, я люблю свою работу. Люблю заходить утром в группу и попадать в объятья моих мальчишек и девченок, видеть, как искренне они радуются встрече. Дети замечают все от твоего настроения до прически. И понимаешь, что ты на своем месте. И это счастье!
Закончить свое рассуждение, хочу словами моей коллеги Н. Г. Бореевой:
Когда ребёнок шепелявит,
И «Р» картаво говорит,
Когда спеша слова глотает
Весь, перепутав алфавит,
Тогда его беде поможет
Полезный даст всегда совет,
Дефекты речи все исправит
Преподаватель – логопед.