Ольга Федорян
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца.
Нельзя иначе: Я – воспитатель
И мне доверены сердца».
Два года в детском саду. Мало это или много? Конечно мало. Но сколько уже продумано, сделано ошибок и открытий.
Год первый. Еще не опутана сетью жестких правил, нет «груза» привычек и опыта. Вузовская методика спасает на первых порах, но более полагаюсь на интуицию. Она подсказывает мне, что приблизиться к идеальным ценностям личности мне каждый день, каждый час помогает Слово. Стараюсь тщательно обдумывать каждую фразу, каждую интонацию, каждый словесный образ.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Выделяется ряд слов – сигналов: на них ребенок реагирует мгновенно, включая ассоциативное и логическое мышление, опыт речевого общения в семье, со сверстниками. Это похвала, запрет, ласка, поощрение, призыв, просьба и т. д. Этот словесный ряд должен быть предельно экономным, ребенок должен понимать педагогическую ситуацию с первого раза. Но вот в сознании ребенка врывается новое слово- термин, понятие. Оно пугает, настораживает, удивляет, восхищает, затем вживается, «варится - переваривается» - и вот оно уже вошло в ряд слов – сигналов. Учебная ситуация разрешена. Могу двигаться дальше.
Год второй. Он связан с поиском той педагогической теории, которая отвечала бы моим интуитивным педагогическим прозрениям, индивидуальным возможностям и склонностям.
Идеал современной педагогики – свободная культурная личность. Но в понятии «свобода» различают внешнюю и внутреннюю сторону. Известно, как трудно и долго обретается внутренняя свобода. Для этого нужно сформировать в маленьком человеке самоуважение, достоинство, индивидуально-образное восприятие мира, развить творческий потенциал. Неординарность, вариативность мышления – следствие этих качеств личности.
«Я не волшебник, я только учусь», - не знаю почему, но эта старая фраза всегда приходит мне на ум.
Я учусь слышать, видеть, чувствовать, как младенец, который родился на свет: крохотный, беззащитный, но уже со своим предназначением. Так уж наказано всем нам, живущим на земле, что кто-то становится ученым, кого-то манит высота, а мое предназначение?
Дитя – это уже готовое и самостоятельное Божье чудо, но из этого можно и нужно создавать еще более совершенное и прекрасное творение.
Ребенок, как песок, очень зыбкий материал, но тем не менее, на песке стоят дома, города, страны. Так и наше будущее, оно тоже строится на детях. Они часть большого Божьего замысла. Ведь чем моложе человек, тем он ближе к Богу. Так, каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты счастья. И здесь наша роль сопоставима с дорожными указателями – помогаем определить их собственный путь и наметить дальнейшие цели, ведь на нас смотрит наше будущее.
У меня есть уникальный шанс – учиться вместе с воспитанниками. Но необходимо сперва любить, потом учиться, ведь сила любви и мое терпение – необходимое условие раскрытия их индивидуальности, душевное лекарство, защищающее сердце ребенка от боли и грязи этого жестокого мира.
Дорожить своими воспитанниками и своим делом, искать истину, воспитывать учащихся в духе творческой свободы, приучить к ответственности, потому что в каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить!
В этом моё право испытывать радость от возможности прикоснуться к сотворению личности. В этом мое призвание, в этом моя педагогическая философия.