Ольга Чалина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души»
В. А. Сухомлинский
Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими.
- «Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду?» – спросил человек, подходя ближе. – «Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то погибнут» - ответил мальчик, не прекращая своего занятия. – «Но это просто глупо!» - закричал человек. – «Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!» Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: «Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды».
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Работая с детьми, я часто вспоминаю эту притчу. Я сравниваю ребёнка с морской звездой, которая одиноко лежит на песке без воды. Очень часто дети оказываются один на один со своими, пока ещё детскими, проблемами. И как важно вовремя придти на помощь, протянуть руку и сказать: «Пойдём дружок вместе, в счастливое и безоблачное детство! Туда, где тебя понимают, любят и всегда помогут».
В чём же заключается великая и загадочная сила учителя? Какой же должна быть педагогическая мудрость? Ответить на поставленные вопросы одновременно легко и достаточно непросто.
Моя педагогическая философия держится на трёх китах.
Я верю, в каждого ребёнка и учу их верить в себя. Понимаю и принимаю его таким, какой он есть. Занимаясь с детьми с нарушением речи, всегда помню, что если их подбадривать, они учатся верить в себя, если хвалить, учатся быть благодарными, если постоянно критиковать, учатся ненавидеть.
Такие дети в отличие от своих сверстников с нормальной речью, имеют менее уравновешенные нервные процессы. Малыши быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Ни для кого не секрет, что они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение, проявляется агрессия, беспокойство, заторможенность или вялость. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут определённые изменения личности в цепи «ребёнок – подросток – взрослый». Это ведёт к возникновению у детей закомплексованности, мешает им учиться в школе.
Никогда не забываю, что каждый ребёнок уникален. Он учится, подражая. Его ненасытное любопытство формирует интеллект. Всё, что будет заложено в ребёнке в дошкольном возрасте, останется в нём на всю жизнь. И то, что он не получит в детстве, очень трудно, а порой и невозможно, компенсировать в дальнейшем.
Я делаю всё, для того, чтобы не только научить ребёнка правильно говорить, но и раскрыться, быть уверенным в себе.
Я убеждена, что каждое мгновение соприкосновения с ребёнком уникально и неповторимо.
Я думаю, что надо жить каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня. В детстве время течёт иначе. Каждая секунда таит в себе огромный духовный потенциал, поэтому ребёнку жизненно необходимо полноценно проживать не только каждый день, но и каждый час, каждую секунду.
Я получаю право осторожно войти в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой и сотворчеством. Постоянно несу огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово, за каждый миг, проведённый с детьми, ведь это миг их жизни.
Раздвигая рамки общения, как в среде сверстников, так и с взрослыми, ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям. Для того чтобы раскрыть ребенка сама стараюсь быть открытой детям, быть доброй и справедливой, любить и уважать своих воспитанников.
Любовь к своему делу.
Моя задача – помогать детям, преодолевать имеющиеся речевые нарушения, способствовать становлению личности ребёнка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире. Не мыслю себя без профессии учителя-логопеда. И если кто-то скажет, что в мире есть тысячи других, которые лучше моей, я им просто не поверю. Ведь я каждый день наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всем сердцем, посвящаю ему свободное время, а самое главное, помогаю детям. Именно я учу детей произносить слова, используя разнообразные средства выразительности: интонацию, силу, высоту, тембр голоса, мелодичность и интенсивность. Все эти компоненты - звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи.
Как учитель-логопед, выполняю сложную и благородную миссию. Моя дорога - это особый стиль жизни, в котором всё направлено на счастье ребёнка, в котором, стараясь о счастье других, я нахожу своё собственное. Я поддерживаю ребёнка, вдохновляю его и верю в него. И ещё верю в великое чудо природы, добро, красоту и справедливость. Я живу с детьми одной жизнью, и делаю так, чтобы каждое мгновение для них становилось событием. Люблю свою профессию за то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что моя профессия есть и будет.
Я точно знаю, что никогда не оставлю маленького человечка одного на песчаном берегу жизни. Ведь мне по силам изменить очень многое, именно для этого ребёнка.