ольга исакова
Конспект занятия по образовательной деятельности «Моя безопасность» в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 228»
г. Саратова Заводского района
Конспект по образовательной деятельности на тему :
«Моя безопасность»
Методическая разработка
Подготовила воспитатель: Исакова О. Н.
город Саратов
2022 г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по образовательной деятельности „Моя безопасность“ в старшей группе» размещена в разделах
– формировать представления детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях в быту, опасных для жизни и здоровья местах на улице, в квартире, в природе;
– развивать связную речь, слуховое внимание, мыслительные операции: память, умение анализировать и обобщать;
– воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожной и пожарной безопасности, правил поведения в быту, сохранения здоровья.
Предварительная работа:
просмотр мультфильма «Кошкин дом», чтение сказок («Красная Шапочка»Ш. Перро, «Кот, петух и лиса», «Доктор Айболит» К. Чуковского и др.); разгадывание и составление загадок, чтение стихотворений о пожарной безопасности, об опасностях на улице и дома; беседы («Будь осторожен с электрическими приборами», «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?», «Питание и здоровье»); рассматривание альбомов по безопасности; просмотр фильма «Пожарная часть», экскурсия к перекрестку.
Материал и оборудование:
компьютер, игра «Полезные продукты питания», карточки-символы для обозначения улиц города Безопасности, макет «На улицах города», иллюстрации к играм «Назови пожароопасный предмет», «Правильно – неправильно», «Каждому опасному предмету свое место», фонарики, аптечка, ящик для инструментов, коробочка для хранения опасных предметов, схема «Волшебная дорожка анализаторов» (с органами чувств – глаз, ухо, нос, рука, Кока-кола, чипсы, сухарики, вода, салфетки, записи звуков «Раскаты грома», «Лай собаки»; подозрительный предмет – коробочка для обыгрывания ситуации «Если вы обнаружили незнакомый предмет на улице?»; карта-схема города Саратова, карточки – символы пожеланий родному городу.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу. Приветствуют друг друга и гостей.
Я, твой друг и ты мой друг.
Вместе сели мы все в круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся нашим гостям и поздороваемся.
Воспитатель. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Ребята, вы любите путешествовать?
Дети. Да!
Воспитатель. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по городу Безопасности. Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете значение слова «безопасность»?
Дети. Безопасность – это умение вести себя так, чтобы не случилось никакой беды и неприятностей.
Воспитатель. А где нас может подстерегать опасность?
Дети. Дома, на улице, в лесу, на дороге и т. д.
Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться в пешеходное путешествие и изучить правила безопасного поведения. Согласны? (Ответы детей) Тогда, наше путешествие начинается.
Дети берут красные флажки и отправляются в путешествие. Звучит звукозапись.
Воспитатель. Мы пришли с вами на нашу первую улицу, которая называется Огоньковая. Как вы думаете, с какими правилами безопасности, мы познакомимся с вами на улице Огоньковой?
Дети. С правилами обращения с огнём.
Воспитатель. Ребята, а нужен ли человеку огонь? (Ответы детей)
Какой огонь? (Горячий, красный, опасный) Какие органы чувств могут помочь нам его описать?
Дети. Глаза, уши, нос, руки.
Игра «Волшебная дорожка анализаторов» (стоя)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нам может рассказать об огне наш глаз? Какой он? (Огонь яркий, оранжевый, красный, сильный, большой и др.)
Что может рассказать ухо? (Огонь трещит)
А что скажет носик? (Можно почувствовать запах дыма, гари)
Что могут почувствовать наши ладошки? (Тепло)
Всегда ли огонь приносит пользу?
Дети. Нет. От неосторожного обращения с огнём может произойти пожар.
Воспитатель. Ну, а если произойдет пожар, кого мы вызываем на помощь? (На помощь приходят пожарные) По какому номеру? (По номеру 101, 112)
Надеюсь, что вы будете осторожно обращаться с пожароопасными предметами и без взрослых не будете включать электроприборы. Отправляемся дальше, в путь!
Звучит звукозапись.
Воспитатель. Итак, мы с вами на улице, которая называется Дорожная.
Какие правила безопасного поведения мы вспомним на этой улице?
Дети. Правила поведения на дороге, улице.
Воспитатель. Правильно, ребята! На улицах нашего города Безопасности много машин, пешеходов. И чтобы не случилась беда, куда бы вы ни шли, всюду на улицах нас встречают дорожные знаки. Они наши главные помощники. Подойдите поближе к макету города и взгляните на него внимательно. Все ли хорошо здесь? Может, чего-то не хватает? (Светофора, дорожных знаков). Сейчас мы с вами все исправим, чтобы не случилось беды!
Игра-моделирование «Расставь дорожные знаки» (стоя за столом)
Дети расставляют на макете города недостающие знаки и объясняют свой выбор ( дорожные знаки: «Больница», «Пункт питания», «Автобусная остановка», «Пешеходный переход», «Автозаправочная станция», «Осторожно, дети», «Светофорное регулирование», «Ремонтные работы» и др.).
Воспитатель. Молодцы! Посмотрите внимательно на наш макет, и подскажите, как называется место, где ходят пешеходы? (Тротуар). Покажите место, где пешеходу разрешается перейти проезжую часть? (По пешеходному переходу)
Как пешеход узнает, когда ему разрешается перейти дорогу? (Ему подскажет светофор). На какой сигнал? (На зеленый)
Воспитатель. Справились со всеми заданиями! Идём дальше!
Звучит звукозапись.
Воспитатель. Ребята, мы с вами остановились на улице под названием Снежная. Вы знаете, какое сейчас время года? (Ответы детей). А вы любите зиму? (Да).
Почему вы её любите? (Ответы детей)
Дети. Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, играть в снежки.
Воспитатель. Правильно! Зима – это очень веселая и интересная пора года. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Мы наденем варежки» (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Повеселились вместе с вами! Продолжаем наше путешествие по Снежной улице. Ребята, вы знаете, что зима – это пора года, которая может быть не только веселой, но и опасной. А вот какие опасности могут нас ожидать зимой, мы сейчас узнаем. Присядем за столы.
Дидактическая игра «Правильно – неправильно» (сидя за столами)
Дети выполняют задания индивидуально. На игровом поле они отмечают правильные (с помощью веселых снежинок-смайликов) и неправильные
(с помощью грустных снежинок-смайликов) действия детей в зимнее время.
Воспитатель. Все справились с заданием? Ответьте, ребята, что мы не будем делать в зимнее время, чтоб избежать неприятностей?
Дети. Не будем выходить на лёд и проверять его на прочность; не будем бросать снежки в лицо; стоя съезжать с горки; ходить под карнизами зданий и др.
Воспитатель. Молодцы! Отправляемся дальше.
Звучит звукозапись.
Воспитатель. Мы с вами уже давно путешествуем, и нам пора подкрепиться. Как раз перед нами Витаминная улица. О чем мы будем с вами говорить на этой улице? (О витаминах) Кто знает, что такое витамины? (Ответы детей)
Витамины – это полезные вещества, которые помогают детям расти и не болеть. А в каких продуктах содержатся витамины? (Ответы детей)
Правильно! Это полезные продукты. Все ли продукты полезные? (Нет).
Предлагаю вам поиграть в одну интересную игру и узнать, какие продукты полезные, а какие вредные для нашего организма.
Игра «Полезные продукты питания»
Дети раскладывают в разные корзины продукты питания, дети должны назвать, какие из них полезные, а какие вредные.
Воспитатель. Справились с заданием! Молодцы!
А вы любите проводить эксперименты и опыты? (Да)
Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Там мы узнаем, почему газированные напитки, сухарики и чипсы вредные. А вы знаете, как себя нужно вести в лаборатории? (Осторожно обращаться со стеклянными предметами, быть аккуратными)
Опыт 1: в бутылку с кока-колой добавить сахар или соль.
Вывод: напиток перельется через горлышко, значит, в нем много газов, а это вредно для желудка.
Опыт 2: в стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.
Вывод: вода в стакане стала мутной, как будто грязной, потому что в них добавлено много приправ, соли, что вредно не только для детей, но и взрослых.
Воспитатель. Сухарики можно сделать дома с мамой без добавления вредных продуктов.
Опыт 3: из чипсов взять большой ломтик, положить на бумагу и согнуть пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Бумага покроется жирными пятнами. Остатки чипсов высыпать в тарелочку с водой и размешать, вода станет мутной.
Вывод: Чипсы жирные, там много соли и приправ.
Воспитатель. Запомнили, ребята, какие продукты наносят вред нашему организму! Но если очень сильно хочется скушать, например, чипсы, то можно, совсем чуть-чуть. Договорились? Идем дальше!
Звучит звукозапись.
Воспитатель. Мы оказались с вами на улице Природная. Ребята, опасности нас могут нас окружать не только дома и на улице, но и в природе.
Какие? Мы сейчас узнаем! И в этом нам помогут наши ушки.
Присядьте на стульчики и слушайте внимательно.
Звучат раскаты грома.
Воспитатель. Ребята, началась гроза. Слышите раскаты грома? Но бояться её не надо. Вот стоит высокое дерево, можно под ним спрятаться? А куда можно? (Ответы детей)
Звучит лай собаки.
Воспитатель. Ребята, а если к вам приближается незнакомая собака, ваши действия? (Ответы детей) Когда нельзя трогать собаку? (Когда у неё щенки, когда она ест, когда находится на привязи). Нельзя обижать животных, нужно заботиться о них, а они будут защищать и охранять вас.
Молодцы! Идем дальше!
Звучит звукозапись.
Обыгрывание ситуации «Если вы обнаружили незнакомый предмет на улице?»
Дети с воспитателем находят подозрительный предмет – подозрительный пакет.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это там лежит?
Дети. Перед нами незнакомый предмет, пакет.
Воспитатель. Как вы думаете, что там внутри, кто его оставил? Что будем делать? (Ответы детей) А можно брать этот пакет?
Дети. Нет! Незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто их оставил, и что там находится.
Воспитатель. Правильно, ребята! Этот пакет может таить в себе опасность. Например, туда могли положить взрывное устройство. Поэтому если вы увидели красивый пакет, сумочку и другие предметы, то ни в коем случае не только брать, но и подходить к таким предметам нельзя. Что же нужно делать? (Ответы детей)
Нужно сразу сообщить взрослым, а они позвонят в милицию или специальную службу безопасности, которая определит, опасный ли это предмет.
По какому номеру мы звоним в милицию, когда нужно сообщить или попросить о помощи? (По номеру 102, 112).
Молодцы! Надеюсь, вы запомнили правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Идем дальше!
Звучит звукозапись.
Воспитатель. Вот мы на улице Опасно-предметная. О чем мы с вами будем говорить на этой улице? (Об опасных предметах) Ребята, у нас дома есть много предметов, необходимых нам для жизни. Но некоторые предметы могут нанести нам вред, опасны для нас. Мы их должны хранить в специальных местах. Каких? (В аптечке, в ящике для инструментов и коробочке).
Узнаем, что это за опасные предметы. Поможет нам в этом… фонарик. Посветите фонариком на картинку – увидите опасный предмет. Потом мы подумаем, в каком безопасном месте нужно его хранить: в аптечке, ящике или коробочке. Приступаем к выполнению.
Игра «Каждому предмету – свое место» (с фонариком)
Дети при помощи фонарика «просвечивают» картинки и сортируют их по местам.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились!
Наше путешествие подходит к концу! Оно вам понравилось? (Ответы детей)
Ребята, как называется наш город, в котором мы живем? (Город Саратов.)
Вы хотите, чтобы мы жили в нашем родном городе Саратове безопасно и весело? Сейчас мы с вами подарим ему наши с вами пожелания, которые обязательно сбудутся.
Дети на плакате с помощью липучек прикрепляют карточки-символы со своими пожеланиями.
Воспитатель. Надеюсь, в нашем городе Саратове мы будем жить спокойно, безопасно, весело и ничего не будем бояться. Он у нас всегда будет чистый, уютный, добрый и светлый. Включим наши фонарики! Пусть наш родной город засверкает яркими огоньками! Спасибо, ребята, за интересное путешествие!
Используемая методическая литература:
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб. : «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. — Москва 2007. Библиогр. : 201–203 с
Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб. : Из-во «Акциндент»,1995.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,
Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. — сост. О. В. Чермашенцева. — Волгоград: Учитель, 2008.
Гейль, О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность / О. Г. Гейль. непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6).