Ольга Пузикова
Конспект занятия «Мой разноцветный мир» с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой разноцветный мир»
Совместная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Учитель-логопед – Пузикова Ольга Александровна
высшая квалификационная категория
Цель: Систематизировать и обобщить ранее сформированные представления о вре-менах года, транспорте, игрушках, материалах из которых они сделаны.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Мой разноцветный мир“ с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
1. Расширение, обобщение и уточнение представлений об игрушках, материалах из которых они сделаны; частях, из которых они состоят.
2. Расширение, уточнение, актуализация словаря по темам: «Времена года»,
«Транспорт», «Игрушки»…
3. Совершенствование грамматического строя речи (образование родительного па-дежа существительных, согласование прилагательных с существительными, об-разование относительных прилагательных).
4. Совершенствование навыков слогового анализа слов.
5. Совершенствование навыков употребления простых предлогов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие связной речи.
2. Развитие фонематических представлений.
3. Развитие слухового и зрительного внимания.
4. Развитие мышления, памяти.
5. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитательные:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
2. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка.
2. Музыкальная игрушка.
3. Игрушки: (куклы, отличающиеся друг от друга по величине, цвету одежды,
материала, из которого они сделаны, транспорт (машина, самолет, корабль,
мяч, дудочка, мишки.
4. Магнитная доска.
5. Плоскостные картинки – виды транспорта, для работы на магнитной доске.
Организационный момент:
Логопед: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года.
Дети: Весна.
Логопед: А какое время года наступит после весны?
Дети: Лето.
Логопед: Правильно. Летом многие из вас поедут отдыхать (на дачу, на море) и вы возьмете с собой любимые игрушки, чтобы с ними играть и они будут напоминать вам о доме.
Логопед: Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие в музей игрушек, а по-может нам в этом «волшебная игрушка». (Нажимаем кнопку, игрушка издает звук. Пере-мещаемся в центр зала к мультимедийному экрану.)
На экране картинка музея игрушек с разбросанными и сломанными игрушками.
Звучит голос:
«У наших игрушек случилась беда
Злая колдунья пробралась сюда.
Все разбросала и что-то сломала
И даже все яркие краски забрала.
На экране наложенные контурные изображения игрушек (автобус, машинка, дудочка).
Чтобы помочь нашим игрушкам мы должны превратиться в краски.
«Дружно дети повернитесь и все в краски превратитесь. Раз, два, три»
Дети превращаются в разноцветные краски (красные, желтые, синие). Берут разноцвет-ные «кисточки-шумелки», в соответствии со своим цветом.
Давайте, ребята, игрушкам поможем,
Цвета им вернем и на место все сложим.
- Какие предметы изображены на экране?
Дети - Автобус, машинка, дудочка.
Логопед - Как можно одним словом назвать эти предметы?
Дети – Игрушки.
Логопед – Закончите стихотворение.
Логопед – Чтобы наш автобус был прекрасным, мы его раскрасим ….(красным).
Маша З., Матвей В. - Красным (взмахнув при этом «шумелками» красного цвета)
Раскрашенная игрушка «убегает» в правый угол экрана).
Логопед – Автомобиль чтоб стал красивым, мы его раскрасим … (синим).
Маша В., Артем – Синим (аналогично взмахнув «шумелками» синего цвета).
Логопед – Для Оленьки и Людочки пусть желтой станет …. (дудочка).
Какая краска нам понадобилась?
Диана, Макар– Желтая.
Логопед- Ребята, название какой игрушки начинается на гласный звук.
Матвей: Автобус.
Логопед: Назовите этот звук.
Маша: Гласный звук «А»
Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки.
Артем : Красным цветом.
Логопед – Найдите дорожку красного цвета. Нам с вами нужно дойти до красного зала музея. Посмотрите на дорожку, она выложена символами гласных звуков. Чтобы попасть в музей нужно правильно назвать символы гласных.
Машенька, помоги детям. (Маша называет символы, а дети стоят рядом и помогают ей)
«Шагаем» по дорожке в красный зал музея (Стол, накрытый красной скатертью, на нем в беспорядке разбросаны куклы).
Логопед – Злая колдунья пробралась и сюда. Давайте наведем порядок в этом зале.
Макар, найди маленькую куколку и посади её за стол (кукла под столом).
Где была кукла?
Макар – Маленькая куколка была под столом, я посадил её за стол.
Логопед - Диана, где кукла побольше?
Диана – Лежит на полу.
Логопед – Посади её в кресло. Что ты сделала?
Диана – Куклу в красном костюмчике посадила в кресло.
Логопед – Маша, что делает большая кукла?
Маша – Спит в кроватке.
Логопед – Возьми её. Какая это кукла? Что вы можете про неё рассказать?
Дети – Она мягкая, красивая, легкая, весёлая…
Логопед – Правильно, такой куклой приятно играть. В нашем музее много разных кукол, Вот кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Эта кукла - из резины. Она какая?
Дети – Резиновая.
Логопед – Эта кукла - из дерева. Она какая?
Дети - Деревянная.
Логопед – Все куклы очень красивые. Это современные куклы. А ещё в нашем музее есть куклы, которыми играли наши бабушки.
Логопед – Эта кукла тряпочная, Из чего она сделана?
Дети – Из тряпочек.
Логопед – Эта кукла соломенная. Из чего она сделана?
Дети – Из соломы.
Логопед - Молодцы.
Логопед – Ребята, нам пора идти дальше. Нужно попасть в желтый зал музея.
Логопед – Найдите нужную дорожку.
Из каких фигур она выложена?
Дети – Из желтых треугольников.
Логопед – По желтой дорожке мы идём в следующий зал
Есть у нас дудочка
Желтенькая трубочка.
Если в дудочку дудеть,
Куклы будут песни петь.
«И здесь побывала злая колдунья, она сломала игрушки.
На экране (окрашенном в желтый цвет) сломанные игрушки – мячик, который сдулся, машина без колес, мишка без лапки.
Логопед – Что случилось с мячиком?
Дети – Мячик сдулся.
Логопед – Покажите как сдулся мячик (дети изображают сдувшиеся мячики).
А теперь спокойно поднимаемся, расправляем плечики. Поднимаем голову. Чем можно накачать мячик?
Дети – Насосом.
Логопед – Накачаем мячик «С-С-С.»
На экране появляется мячик.
Логопед – Чего нет у машинки?
Дети – У машинки нет колес.
Логопед – Сколько колес должно быть у машинки, чтобы она могла ездить?
Дети – Четыре колеса.
Логопед – Давайте починим машинку.
Имитируем закручивание гаек. На экране появляется машинка с колесами.
Что колдунья сделала с мишкой?
Дети – Оторвала ему лапку.
Логопед– Как помочь мишке?
Дети – Надо пришить лапку.
Логопед – Что нам понадобиться, чтобы пришить лапку?
Дети – Иголка с ниткой.
На экране появляется мишка с пришитой лапкой.
Появляется следующий слайд. (Игрушки, которые починили дети и наложенные изоб-ражения букв Н, Х, М.
Логопед: Ребята, если бы мы написали названия игрушек, которые вы видите, с какой буквы мы написали бы эти слова.
Дети: С буквы «М».
Логопед: Какие буквы вы еще здесь видите.
Дети: Буквы «Н» и «Х».
Логопед: А звук «М» - это какой звук гласный или согласный?
Дети: Это звук согласный.
Логопед: Название какой игрушки начинается с твердого звука «М».
Дети: Машина.
Логопед: Назовите игрушки названия, которых начинаются с мягкого звука «Мь».
Дети: Мяч, мишка.
Логопед – Ребята, кто знает стихотворение про мишку?
Ребенок рассказывает стихотворение
Ребёнок - Анатолий Мохорев «Мой мишка» (Маша З.)
На руках качаю мишку,
Положу его в кровать.
Почитаю мишке книжку,
Рядом с мишкой лягу спать.
Вместе с мамой на трамвае
Завтра мишку покатаю.
Логопед – Ребята, как же можно играть с мишкой?
Дети – С ним можно гулять, укладывать его спать, кормить, танцевать.
Логопед – Возьмите, пожалуйста, своих мишек и покажите, как вы умеете танцевать.
(Дети выбирают мишек в соответствии с цветом своей одежды).
Физминутка – танец с мишками.
Логопед – Вспомните, какого цвета была наша машинка?
Дети – Синего.
Логопед – Мы на машинке поедем в следующий зал музея. Из каких геометрических фи-гур выложена наша дорожка?.
Дети – Из синих квадратов.
Дети «едут» по дорожке, изображая движения машины в синий зал музея.
Синий наш автомобиль
По дороге мчится.
А за ним густая пыль
Тучею клубится.
На магнитной доске картинки (самолет, лодка, байк (мотоцикл) машина, вертолёт).
Картинки разрезаны на две, или три части.
Логопед – Посмотрите, что натворила колдунья в этом зале?
Дети: Она разрезала картинки.
Логопед – Ребята, давайте сделаем картинки целыми. Что у вас получилось?
Дети – Самолет, лодка, мотоцикл (байк, машина, вертолет.
Логопед: Ребята мотоцикл еще можно назвать – байк. Это иностранное слово.
Логопед: Мы будем называть мотоцикл – байк.
Логопед: Как мы назовем все картинки.
Дети: Это транспорт.
Логопед: Давайте разделим слова на слоги
Дети называют слово, хлопают в ладошки (делят слова на слоги).
Логопед - Молодцы ребята! Вы везде навели порядок. Вам понравилось наше путеше-ствие. Вам было интересно, весело?
Логопед - По какой дорожке мы не ходили?
Дети – По зелёной
Логопед - Из каких фигур она состоит?
Дети - Из овалов
Логопед – Посчитайте, из скольких овалов выложена дорожка?
Дети – Один овал, два овала, три овала, четыре овала, пять овалов.
Логопед: Чтобы выйти из нашего музея мы назовем наши игрушки ласково.
Мяч–мячик, кукла–куколка, машина–машинка, мишка–мишутка, барабан-барабанчик.
По зелёной дорожке выходим из музея.
Логопед - Прежде чем вернуться в детский сад, мы должны опять превратиться в детей. Дружно краски повернитесь и все в деток превратитесь – раз, два, три.
При помощи «волшебной» игрушки попадаем в детский сад.
Логопед - Наше путешествие подошло к концу.
Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Логопед – ребята, игрушки благодарят за помощь и дарят вам подарки.
(Раздача подарков из музея игрушек).