Анна Цап
«Мои братья и сестры» — комплексное реабилитационное занятие для дошкольников с элементами арт-терапии.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование осознанного понимания родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого, развитие умения выбирать адекватные форму поведения, воспитание в детях гуманных чувств по отношению к своим близким, привитие духовно-нравственных ценностей.
Предварительная работа: беседы с детьми о семейных буднях, взаимоотношениях в семье, рассматривание семейных фотографий, чтение стихотворений и сказок о семье, рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь – скучно», заучивание пословиц и поговорок о семье.
Публикация «„Мои братья и сестры“ — комплексное реабилитационное занятие для дошкольников с элементами арт-терапии,» размещена в разделах
Оборудование и материалы: большое зеркало, мягкая игрушка – котик, семейные фотографии (с обязательным присутствием на них детей, белая бумага для рисования, ватман, краски (гуашь, кисти для рисования, кисти для клея, ножницы, стаканчики с водой, компьютер, музыкальная подборка (включая «Юмореску» А. Дворжака для психодинамической гимнастики, сердечки на ниточке (по количеству детей).
Ход занятия:
1. Ритуал входа в сказку.
Воспитатель: Ребята, хотите побывать в сказке? Попасть туда может только добрый человек. Давайте улыбнемся волшебному зеркалу и оно поможет нам стать добрыми и попасть в сказочную страну.
(Дети улыбаются и под звуки тихой, приятной музыки входят в «сказку»).
2. Игра «Назови ласково».
(Дети сидят по кругу на стульчиках).
Воспитатель: Сегодня нас в сказочной стране встречает грустный кот. Ему кажется, что его никто не любит. Как можно ему помочь? Давайте подарим котику ласковые слова.
(Дети передают по кругу игрушку, произнося ласковые слова).
Котик: Спасибо, ребята, как хорошо быть любимым и слушать такие добрые слова! За вашу ласку я хочу подарить вам эти фотографии.
(Котик дарит фотографии с изображением семей с детьми).
3. Беседа с элементами фототерапии.
(Воспитатель показывает семейные фотографии, на которых запечатлены дети с родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами. Дети рассматривают фотографии и отвечают на вопросы воспитателя,
- Кого вы видите на этих фотографиях? - У кого из вас есть братья или сестры? Расскажите, какие они. - А кто из вас хотел бы иметь еще старших или младших братьев и сестер? Почему?
У старших учатся, они – защита, забота и помощь. Что старшие делают для младших?
- Что приятнее защищать или, чтобы тебя защищали? (И то и другое, если между братьями или сестрами любовь и дружба). - Почему одному трудно, а с братьями и сестрами легко? - Ссорятся ли любящие братья и сестры? (Да, по-разному: одни спорят вежливо, другие – ссорятся, дерутся). А как должно быть?
4. Обсуждение проблемной ситуации.
Воспитатель: Давным-давно жил писатель Л. Н. Толстой, у него было несколько братьев и сестер. Он написал книгу «Детство». Послушайте отрывок из этого произведения:
«Однажды я нечаянно разбил флакончик. - Кто тебя просил трогать мои вещи? – спросил вошедший Володя. – Никогда не смей прикасаться к моим вещам! Убирайся! Володя взял меня за руку, я схватил стол за ножку и опрокинул его. - Так вот же тебе! – и все фарфоровые и хрустальные вещички с дребезгом полетели на пол. «Ну, теперь, - думал я, - мы навек поссорились». Я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него. - Николенька, - сказал мне Володя, - полно сердиться! Извини меня, ежели я тебя обидел», - и он подал мне руку. На глазах у меня показались слезы. – Прости ме…ня, Володя!»
Воспитатель: Нарочно или нечаянно Николенька разбил флакончик? - Правильно ли упрекал брата Володя? - Почему Володя первым попросил прощения? Очень важно уметь признаться, что ты не всегда бываешь прав, попросить прощения, не сваливать вину на другого. – А кто из вас может сказать, что он умеет прощать, не боится признаться, что виноват, попросить прощения? - Как вы думаете, эти братья дружные? Любят ли они друг друга? Почему вы так решили?
4. Психодинамическая гимнастика.
Котик: Ребята, вы так долго говорили, не устали ли вы? Давайте немного поиграем.
(Дети выходят на середину комнаты).
Воспитатель: Мы будем выполнять необычную гимнастику. Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете им управлять. Давайте попробуем!
(Дети выполняют движения, передвигаясь по кругу).
Воспитатель: Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. – А сейчас вы - крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно, осторожно. – Станем осенним листочком – покачаемся на ветру легко, воздушно. -Руки разведены в стороны, выполняются легкие покачивания из стороны в сторону. – Подул ветер и оторвал листочки – полетим легко и плавно – бег на носках по кругу, легкое покачивание кистями разведенных в стороны рук. – Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и взлетаем мягко, плавно. – Тянемся вверх к солнышку – руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках. – Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными – легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены. – А теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола. – А сейчас мы – пилоты: заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны. – Молодцы! А теперь мы отдохнем: вдох – подьем на носках, руки через стороны идут вверх; выдох – наклон вниз, руки свободно опущены.
5. Изготовление коллажа «Мы в домиках наших дружно живем».
Звучит приятная тихая музыка. Дети рисуют домики, в окошках лица людей. Домики вырезают и наклеивают на лист ватмана, дорисовывая деревья, дорожки, машины и т. д.
6. Ритуал выхода из сказки.
Котик: Какие вы молодцы, ребята, у вас получился замечательный волшебный город. Как мы его назовем? (Город дружбы) - А кто живет в этом городе? (веселые и добрые дети, любящие родители)
Воспитатель: Чтобы семьи были крепкими и счастливыми, нужно потрудиться не только родителям, но и детям: жить дружно, не ссориться, помогать друг другу и родителям, быть послушными. Желаю вам быть такими и дарю вам волшебные медальоны-сердечки, чтобы вы помнили о том, о чем мы с вами говорили сегодня.
(Воспитатель дарит медальоны-сердечки, звучит тихая музыка).
Воспитатель: Слышите, нам пора отправляться в обратный путь, не забудьте улыбнуться волшебному зеркалу.