Оксана Шилина
Интегрированное занятие с детьми 3-х лет на развитие познавательной и эмоциональной сферы с элементами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми младшего возраста по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии
"Веселые черепашата"
Составила:
педагог-психолог
ГБОУ Школа №1357 (ДП13)
Шилина О. А.
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка пробуждает желание создавать из него миниатюрную картину мира. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему, справиться с тревожностью, страхами и стать уверенным в себе и в своих возможностях человеком. Еще К. Д. Ушинский отметил, что «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». Наблюдения многих известных психологов свидетельствуют о том, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Публикация «Интегрированное занятие с детьми 3-х лет на развитие познавательной и эмоциональной сферы с элементами песочной терапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ. Поэтому может использоваться в работе даже с самыми маленькими детьми. Действия песка завораживает. Движения плавны, спокойны, непредсказуемы. Материал можно использовать для снятия эмоционального напряжения, уравновешивания нервно-психических процессов. Кроме того, необычайная структура песка позволяет развить познавательные функции ребенка, речь, моторику, а также творческие способности и креативное мышление. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в данной системе занятий, относиться:
• создание благоприятных условий для развития познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
• развитие навыков взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива;
• снятие психоэмоционального напряжения.
Интегрированное занятие средствами песочной терапии
"Веселые черепашата"
Основными задачами являются:
1. Развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов.
2. Формирование числовых представлений "много", "мало", "один", "два", "три".
3. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Развивать желание ребенка узнавать что-то новое, создавать миниатюрную картину мира (острова, экспериментировать и работать самостоятельно.
6. Развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта» фантазию детей, мелкую моторику, творчество.
7. Совершенствовать предметно-игровую деятельность детей в рамках последовательного развития сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков.
8. Способствовать осваиванию позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, накоплению ребенком положительного эмоционального опыта, формированию адекватной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Возраст детей: от 3 до 4 лет.
Познавательно-игровая подгрупповая деятельность с детьми : 2 - 4 человека.
Оборудование: песочница с сухим песком, наборы игрушек: игрушка -манипулятор: черепахи (большая и маленькие, цветные черепахи (красная, синяя, желтая, зеленая, ракушка, разноцветные баночки, цветные рыбки (красная, желтая, синяя, зеленая, магнитофон с записью релаксационной музыки, а также для создания фона во время игр.
Цель: развивать умение различать предметы по цветам и величине; развивать память, мышление, речь, мелкую моторику, умение снижать мышечное напряжение.
Ход действий
1. Игра «Приветствие»
Педагог-психолог встречает детей под спокойную, приятную музыку.
Педагог-психолог - Ребята, как же я рада вас видеть! Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну, которая находиться в нашей песочнице. Но для начала нам нужно познакомиться и поприветствовать друг друга.
Дети здороваются друг с другом, передавая морскую ракушку по кругу, называют каждого по имени.
Педагог-психолог - А теперь давайте поздороваемся с песком. Потрогаем песок. Какой он? (холодный, теплый, сухой, легкий).
2. Дидактическая игра «Где, чья мама?»
Педагог-психолог – Ребята, нам в гости пришли черепахи со своими детками - черепашатами. Они очень любят играть и веселиться. Во время игры они убежали от своих мам черепах. Найдите каждому черепашонку его маму ( дети раскладывают черепах с черепашатами по цветам: желтая мама черепаха и три желтых черепашонка и т. д). Посчитайте сколько деток у мамы черепахи (один, два, три). Можно посчитать, сколько больших черепах (три, сколько маленьких (много).
3. Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Черепашка, черепашка, (стучим ладошками по столу)
В панцире живет (стучим кулачками по столу)
Головку вынимает (два указательных пальчика вперед)
Обратно уберет (убираем пальчики.
4. Игра «Веселые черепашата»
Педагог-психолог рассказывает детям сказку:
- Ребята, слушайте внимательно. Жили-были необыкновенные черепашки. Необыкновенные: не простые, а песочные – одна большая, другие маленькие. Живут они в песке, поэтому их песочными зовут. Ночью они спят, зарывшись в песок, чтобы не замерзнуть, а утром черепашки очень любят играть на песочке со своими друзьями, а вы хотите с ними подружиться и поиграть? Для этого нам понадобится песок и хорошее настроение. Сначала сделаем с черепашками песочную разминку.
Тактильная разминка. Дети располагаются вокруг песочницы с сухим песком. Педагог-психолог (приговаривая и показывая) :
- Любят черепашки в песочек поиграть
- Погладить, пересыпать, немножко постучать.
- Вот так, вот так в песочек поиграть.
(Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку; стучат по нему кулачками, зарывают поочередно ладошки в песок, берут щепоткой песочек и как бы «солят»; возят ладошками по песку).
5. Игра «Песочные прятки»
Педагог-психолог - Ребята, черепашки все резвились, веселились и в песочке заблудились. А вы играли когда-нибудь в «Песочные прятки»? Хотите поиграть и черепашек поискать?
- Черепашек мы найдем и играть с ними начнем. Песочек пальчиками шевелите, веселых черепах найдите (дети играют в «Песочные прятки», ищут игрушечных черепах, спрятанных заранее по количеству детей).
- Нашли? Молодцы! Какая это черепаха? (большая, маленькие).
- Сколько у нас черепах, давайте посчитаем? (одна, две, много).
- А где у них домики? Я знаю, что черепахи любят зарываться в песочек. У каждого из них есть свой маленький уютный островок. Построим для них домики-островки. Домики-холмики похожи на норки (дети из песка насыпают домики-холмики, закапывая там черепашек).
- Вот теперь все черепахи в домиках.
6. Игра «Поймай рыбку»
Педагог-психолог - Мы с вами весело играем и дружим. Ребята, а вы знаете, что у наших маленьких черепашек тоже есть друзья - это разноцветные рыбки. Давайте найдем их в песке и подружимся с ними (дети в песочнице разгребают песок и находят рыбок).
- Ребята, а где живут рыбки (в воде, море, речке, аквариуме). Правильно, рыбки могут жить только в воде, поэтому давайте каждую рыбку запустим в аквариум того цвета, которого сами рыбки (дети раскладывают рыбок по цветам в баночки).
7. Ритуал выхода
- Ребята, мы замечательно поиграли с вами, но нам пора прощаться с черепашками. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь также попрощаемся с ним (дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе).
Звучит музыка, дети с педагогом-психологом уходят вместе в группу.
Список литературы
1. Занятия с детьми 3 - 7 лет по развитию эмоциональной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. -сост. М. А. Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 122 с.
2. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
3. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. - 340 с.