Ольга Прокофьева
Использование нетрадиционных техник рисования с элементами арт-терапии в группе компенсирующего вида для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение. Виды арт-терапии, направление и формы работы.
2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Включение нетрадиционных техник рисования с элементами арт-терапии в процесс обучения детей с ОНР, виды техник.
4. План – конспект непосредственно образовательной деятельности
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с элементами арт-терапии в группе компенсирующего вида для детей с ОНР» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Группы компенсирующей направленности
- Нетрадиционные техники рисования
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Рисование. Все материалы
- Темочки
по развитию познавательной сферы с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Кошка»
5. Литература.
Арт-терапия это метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Виды арт-терапии :
• библиотерапия (чтение литературы)
• видеотерапия (просмотр кинофильмов, мульттерапия)
• глинотерапия (работа с глиной)
• драматерапия (театр и актерское мастерство)
• игротерапия (терапия через игру, игровые ситуации)
• изотерапия (рисование, живопись, графика)
• звукотерапия (основана на частотном колебании различных звуков и их влиянии на организм, например, звуки природы, музыкотерапия)
• лепка из пластилина
• мандалотерапия (рисование сакральных кругов — мандал)
• маскотерапия (перевод внутренних проблем человека в материю маски)
• оригами (изготовление фигур из бумаги)
• песочная терапия (работа с песком)
• сказкотерапия (проигрывание и анализ сказок)
• танцевальная терапия
• фототерапия (работа с фотографиями)
• цветотерапия (лечение цветом)
• куклотерапия (изготовление кукол) и другие.
Направление и формы работы.
Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств.
Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, достаточно широк: внутриличностные и межличностные конфликты, возрастные кризисы, травмы, потери, невротические расстройства, психосоматические расстройства, развитие целостности личности и многое другое.
Выделяют две основных формы арт-терапии. При пассивной форме участники «потребляют» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, прослушивают музыкальные произведения. При активной форме сами создают продукты творчества.
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся жёстко, и материал предлагается психологом. При неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы и инструменты.
Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса. Оценка таких изменений производится с использова-нием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Художественно-творческая деятельность, и в частности, изобразительная, является мощным средством эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, внимания и памяти. Кроме того, она напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма - зрительного восприятия, двигательной координации, речи, мыслительной деятельности.
Изобразительная деятельность способна развивать личность ребенка, раскрывать его индивидуальное восприятие мира, корректировать и формировать представления о предметах и явлениях, расширяя знания о взаимосвязях и взаимодействии. Поэтому так необходимо использовать в работе с детьми с ОНР художественно-творческую деятельность.
В изобразительной деятельности дети с ОНР испытывают определенные трудности, обусловленные наличием нарушения речи: наблюдается обедненный запас представлений, нарушения восприятия формы, пропорций, умения выделять характерные информативно важные детали и признаки, как в конструктивном, так и в цветовом решении. При анализе образца или рисунка дети не могут выделить форму и количество элементов, их взаимное расположение. Дети с трудом запоминают последовательность действий. Возникают трудности при самостоятельном планировании работы, при составлении отчета по своим действиям. Обозначенные трудности ограничивают изобразительные возможности детей с ОНР, сказываясь, в конечном счете, на развитии воображения и творческого потенциала. Кроме того, имеются проблемы, связанные с недостаточно развитой общей и тонкой моторикой, двигательной координацией, а также с отсутствием умения использовать разнообразный изобразительный материал. Особенности развития детей с ОНР проявляются в несовершенстве работы такими традиционными изобразительными материалами, как кисти, краски и карандаши, требующими четкости и точности движений руки и глаза. Этим усугубляются причины трудностей изобразительного характера, требующих наличия графических и живописных навыков.
Ряд авторов отмечают особую важность понимания специфики применения тех или иных изобразительных средств, техник и материалов в зависимости от замысла. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.
Включение нетрадиционных техник рисования с элементами арт-терапии в процесс обучения детей с ОНР.
Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон,так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т. д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, «веселой», металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.
С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности (картон, дощечка) пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.
У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, предлагается использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.
Очень интересно детям выполнение работ на больших листах ватмана, обоях. Большой формат предполагает использование широких кистей, дети рисуют размашистыми движениями, что помогает преодолевать замкнутость, эмоциональную зажатость.
В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта проблема особенно касается детей с ОНР. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера, которая направлена на получение всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом.
Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры материала. Использование техники штампов поможет справиться с ней более быстро и на более высоком изобразительном уровне. В качестве таких штампов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани. Попробуйте так же предложить детям в качестве штампов ватные палочки, веревочку, спичечный коробок, катушки, пуговицы, ключи, листья растений.
Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Можно предложить детям несколько вариантов. Первый вариант – это акварель по сырой бумаге плюс соль. Получается очень необычный фон. Еще один вариант – это акварель плюс целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов. Использование акварели и упаковочного материала с «пузырьками» – еще один нетрадиционный способ тонировки бумаги. Из такой текстурной бумаги можно сделать очень красивые открытки.
Техника «Рисование по мятой бумаге» интересна тем, что краска затекает в места сгиба бумаги и образует эффект потрескавшейся штукатурки.
Рисунок с резервом или батик получается, когда часть рисунка покрывается специальными материалами, на которые не ложится краска (акварель) и контурный рисунок сохраняется. Основой для резерва могут быть разные материалы: канцелярский клей, свеча восковая или парафиновая, восковые мелки.
Полезной для детей с ОНР является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, моторно-двигательную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в крылья птицы, то в гребешок петушка, а то в забавного человечка.
Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с общим недоразвитием речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательные способности детей, развивает их творческий потенциал.
Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи.
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию познавательной сферы с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Кошка»
Тема «Кошка»
Интеграция образовательных областей:
Речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.
Задачи:
1) Совершенствовать произношение звуков «Ф» «Р».
2) Развивать активную речь.
3) Развивать мелкую моторику рук.
4) Способствовать выражению различных эмоций, умению их различать.
5) Освоить новую технику изобразительной деятельности.
Методы и приемы:
- практические: игра «Что любит кошка?», психогимнастика «Добрая кошка, злая кошка», рассказ детей о других домашних животных «Мой питомец», игра «Кошка», игра «Кошкины дети», продуктивная деятельность «Шубка для котят».
- наглядные: рассматривание кошки, прослушивание записи «Кошка мурлыкает».
- словесные: объяснение, разъяснение, рассказ.
Материалы и оборудование:
Материалы для педагога: магнитофон, запись с мурлыканьем кошки, игрушка «Кошка».
Материалы для детей : лист с изображением контура котенка на каждого ребенка, квадраты размером 4х4 из салфеток или креп-бумаги, цвета шерстки у котят для каждого ребенка, клей.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения «Кошка», психогимнастика «Злая кошка, добрая кошка».
Игровая Игровая ситуация «Кошкины дети» «Что любит кошка».
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление рассказа «Мой домашний питомец».
Изобразительная Мастерская по изготовлению предметов детского творчества «Шубка для котят».
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Рассказывание, чтение стихов о кошке «Кошка чудесно поет у окна» Р. Киплинг, «Дикарка» А. Барто.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Приветствие. Использование игрушки «Кошка», чтение стихотворения о кошке
«Кошка чудесно поет у огня».
Кошка чудесно поет у огня, лезет на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой. Редьярд Киплинг
Рассматривают игрушку, слушают стихотворение. Дети включаются в образовательную деятельность
2 Игра «Что любит кошка?», Называют, что любит кошка. Развитие активной речи.
3 Рассказ о характере. Какие бывают кошки? Сопровождается стихотворением
«Дикарка».
Утро. На солнышке жарко.
Кошка стоит у ручья.
Чья это кошка?
Ничья!
Смотрит на всех как дикарка.
Мы объяснили дикарке:
Ты же не тигр в зоопарке,
Ты же обычная кошка!
Ну помурлычь хоть немножко!
Кошка опять как тигрица,
Выгнула спину и злится.
Кошка крадется по следу –
Зря мы вели с ней беседу! Агния Барто
Предлагает изобразить добрую и злую кошку. Психогимнастика «Добрая кошка, злая кошка», прослушивание записи «Кошка мурлыкает». Дети слушают стихотворение, отвечают на вопрос. Изображают добрую кошку и злую кошку. Умеют слушать и эмоционально сопереживать персонажам. Умеют выражать и различать эмоции
4 Предлагает детям рассказать о своих домашних питомцах и их характере. Рассказывают о своих домашних питомцах, кошках, собаках, попугаях, рыбках, черепахах и т. д., рассказ «Мой питомец». Развитие активной речи.
5 Предлагает поиграть в игру «Кошка» Играют в предложенную игру. Умеют произносить звуки «Ф», «Р», отличают правую и левую руку, соотносят движения с речевым сопровождением.
6 Предлагает поиграть в игру «Кошкины дети». Играют в предложенную игру. Знают названия домашних животных и их детенышей.
7 Предлагает сделать шубку для котят, разъясняет ход продуктивной деятельности. На предложенный контур котенка приклеивают кусочки креп-бумаги, предварительно скатанные в шарики, оставляя свободными мордочку и лапки. Умеют из кусочков бумаги катать шарик с помощью ладони и приклеивать на шаблон. Умеют использовать освоенный метод работы с бумагой в самостоятельной творческой деятельности.
8 Предлагает рассмотреть полученные работы и полюбоваться ими, сделать выставку из работ. Прощание и завершение образовательной деятельности. Рассматривают получившиеся работы, делятся впечатлением от занятия, прощаются с игрушкой «Кошка». Умеют отслеживать результат своей деятельности.
Итоговое мероприятие: выставка творческих работ «Котята».
Тема «Кошка»
Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания, мелкой моторики, творческих способностей и воображения, закреплять знание правой и левой руки.
Психологические задачи: коррекция и снятие внутреннего напряжения и страха связанных с заниженной самооценкой и неумелостью, повышение самооценки и уверенности в себе. Снятие эмоционального напряжения и тревожности, формирование позитивного отношения к творческой деятельности.
Оборудование: игрушка кошка, белые или оранжевые бумажные салфетки или креп-бумага, разрезанная на кусочки, салфетки на 4 части, шаблоны или рисунки котика.
Примерный ход деятельности:
Педагог: показывает кошку «Посмотрите, кто к нам в гости сегодня пришел. Обычно, когда приходят гости, мы угощаем их чем-то вкусным, а что любит кошка?»
Дети перечисляют.
Педагог: но кошки любят не только вкусно поесть, они очень любят, когда их гладят по шерстке. Тогда они начинают довольно мурлыкать. Но если кошку рассердить, она выпустит свои острые коготки, начнет сердито махать хвостом из стороны в сторону, шипеть и фыркать.
Дети включаются в игру и демонстрируют как кошка мурлыкает и как сердится.
Педагог: а теперь давайте сыграем в игру, которая называется «Кошка».
Игра «Кошка».
Представьте, что на вашей левой ладошке сидит кошка, а мы правой ладошкой ее гладим и приговариваем: «Погладим ладошку, словно кошку». А теперь кошка перепрыгнула на нашу правую ладошку, и мы снова гладим ее левой рукой и приговариваем «Погладим ладошку словно кошку». А кошка почему то рассердилась и сказала «Фр-фр-фр». Когда кошка фырчит, дети сжимают кулачки и потом выбрасывают руки вперед одновременно распрямляя все пальцы. Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: посмотрите, а вместе с мамой кошкой к нам пришли в гости ее детки, как называются Кошкины детки?
Дети отвечают.
Педагог: правильно, котята. Им тоже хочется иметь такую же красивую шубку как у мамы кошки, давайте мы поможем им в этом.
Детям раздаются шаблоны кошек, и показывается как между ладонями скатывается маленький шарик из салфетки и дети делают много таких шариков. Далее эти шарики дети приклеивают каждый на своего котенка, оставляя открытыми мордочку и лапки.
В конце занятия дети рассматривают и обсуждают, что у них получилось, играют с получившимися игрушками.
Литература
1. Вальдес Одриосола М. С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. : Речь, 2007.
3. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб. : Речь, 2005.
4. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9.
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2000.