Серкина Светлана
Моделирование сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование сказок
На протяжении нескольких лет работы, результаты показали, что творческие способности у детей развиваются быстрее благодаря моделированию сказок. Моделирование сказок благоприятно воздействуют на психику ребёнка, получают эмоциональную приподнятость. Работа по моделированию сказок проводится с нравственным уклоном, что позволяет рассматривать идею создания творческих групп актуальных для обучения и воспитания детей.
Публикация «Моделирование сказок» размещена в разделах
Игра – драматизация – это маленький спектакль, и в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребёнка дошкольника, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми.
Моделирование сказок объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику, и пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа.
Важно, что моделировании сказок – это коллективное и совместное с взрослыми действие, как и игра в оркестре, но, в отличие от неё, здесь возможно большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В моделировании сказок тоже происходит опосредованное музыкой общение между собой и с взрослыми, но в новом качестве – через роль.
С детьми я моделирую сказки, интересные и доступные им как по общему содержанию, так и по характеру воплощаемых образов.
Прежде, чем приступить к работе с детьми над той или иной сказкой, необходимо составить общий план, продумать возможные костюмы и декорации.
Приступая к работе над каким-либо образом, дети сами находят оригинальные решения тех или иных элементов образа.
На занятиях я предлагаю сначала всем детям воплотить тот или иной образ, а затем обсуждаем с ними различные варианты исполнения. Медведь, который идёт по лесу и замечает теремок в поле (сказка «Теремок», у одного ребёнка может быть угрюмым, у другого – любопытным, у третьего – задумчивым и т. д.
Поговорив с детьми о различных вариантах исполнения, предлагаем им выбрать тот, который в наибольшей степени соответствует характеру образа и содержанию сказки. Важно быть очень тактичным в анализе вариантов исполнения, высоко оценивать каждую творческую находку детей, чтобы не погасить воображение, поддерживать их инициативу.
Моделирование сказки развивают личность ребёнка, прививают устойчивый интерес к театру, совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждают их к созданию новых образов. Важнейшим в постановке сказки является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Таким образом, репетиции, работа над эпизодами не менее важна, чем спектакль. Я, стремлюсь к тому, чтобы моделированные сказки сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации
Поэтому мы стараемся не заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения, считаем, что сказка не пострадает, если, дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых.
Главное – это понимание смысла и атмосфера сказки. Мы хотим, чтобы дети, основывались на хорошем знании сказки, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жесты, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
«Заучивание слов роли, не всегда соответствуют пониманию и чувству ребёнка, сковывают детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию сказки, сочинённые самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества… такие сказки неизбежно более нескладные и менее литературные, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникли в процессе детского творчества» - писал Выготский Л. С.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать реб1нка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Знакомить детей с моделированием сказок я начинаю с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие представления, драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники.
Встреча с музыкальной деятельностью помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, стремлюсь вызвать положительные эмоции к сказкам.
Моделирование сказки даёт детям возможность применять полученные знания проявить творчество в различных видах деятельности.
Сохраняя в моделированных сказках принцип импровизации, я стараюсь увести детей от копирования взрослого театра.
Используя в работе с детьми принцип импровизации, мы тем самым уходим от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразность убивает желание заниматься постановкой моделирования сказок, делает занятие скучным и неинтересными. Дети быстро утомляются, внимание рассеивается. Они не могут, в силу своего возраста, долго заниматься чем-то одним, использование творчества в работе с детьми даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Нам не приходится ориентироваться на среднего ребёнка, тем самым, тормозя развитие одарённых детей. Каждый ребёнок развивается в удобном для него темпе. Например, на одном музыкальном занятии мы создаём танцевальную характеристику Дюймовочки. Звучала музыка танца, все девочки одновременно импровизировали. У наиболее подвижных детей танец получается ярче, выразительнее
Цель, которую я ставлю перед собой, занимаясь моделированием сказок :
Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной.
Наполнить яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Развивать творческие способности путём формирования творческого мышления,
артистичности, самовыражения умение работать над дикцией, мимикой,
певческими навыками.
Самый трудный момент, в моделировании сказки – это сведение всех разученных сцен в одно целое. Это надо делать постепенно, играя то начало, то её середину, то конец.
Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в постановке моделировании сказок, дети смогли применить в повседневной жизни.
Формула успеха
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я часто размышляла о том, в чём заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздника. Делаю всё одинаково, занимаюсь с детьми во всех возрастных группах, а результат часто бывает разным. Иногда в тех группах, где усилий затрачено больше, праздник не проходит лучше. Размышляя над этой проблемой, пришла к неожиданному выводу, который проверила на всех ярких, удачных, запомнившихся мероприятиях: суть успеха заключается во взаимной любви детей и воспитателя, музыкального руководителя и детей и во взаимопомощи между музыкального руководителя и детей и во взаимопомощи между музыкальным руководителем и воспитателем.
Итак, формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлечённых любимым делам.