Валентина Коморная
Рассказывание и моделирование сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей восстанавливать последовательность событий и устанавливать причинно-следственные связи с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами (героями сказки)
Задачи: Образовательные:
Учить обозначать героев сказки с помощью карточек -заместителей
Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.
Публикация «Рассказывание и моделирование сказки „Теремок“ с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
Развивающие:
Развивать детское творческое (диалектическое) мышление, моделируя сказку, умение «читать» простые модели сказки
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей
Воспитательные:
Воспитывать любовь к героям сказки, умение получать удовольствие от художественного произведения
Создать эмоциональный положительный настрой от встречи с героями сказки
Методы и приё мы:
Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указания к действию, художественное слово.
Наглядные: демонстрация предметов, иллюстраций, показ способов действия и схемы построения образов.
Практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка.
Игровые: сказочная ситуация.
Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.
Предшествующая работа: Дидактическая игра «Назови правильно фигуру»,
Упражнение «Рассели зверей в теремок»;
Рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», чтение и обсуждение содержания сказки.
Оформление: пейзаж опушки леса, ширма «Путешествие по сказкам», красивый домик-теремок, настольный театр «Теремок», наглядно-дидактическое пособие «Играм в сказу «Теремок», экран ИКТ, магнитный мольберт, световой стол для рисования песком руками, музыкальное сопровождение на усмотрение музыкального руководителя.
Ход:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам (обращает внимание детей на ширму-раскладку «Путешествие по сказкам»
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица :
Чуть спугнешь – и не найти.
Книгу сказок открываю
И загадку загадаю (загадывает загадку детям)
Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился … («Теремок»).
(воспитатель открывает ширму)
В какую сказку мы свами попали?
Дети: Теремок
Воспитатель: Эту сказку я вам читала, а вы хотите сами прочитать сказку? Для этого мы каждого героя сказки обозначим прямоугольником: каждому герою сказки подберем свой прямоугольник, а потом по ним прочитаем сказку (обращает внимание детей на магнитный мольберт, где расположены прямоугольники, разного размера)
С чего начинается сказка?
Дети: Стоит в поле теремок…
Воспитатель: правильно, а какой геометрической фигурой будет у нас сам теремок?
Дети: Большой коричневый квадрат
Воспитатель: А кто из героев сказки у нас самый маленький? Самый большой? А кто догадался, почему обозначили Мышку самым маленьким прямоугольником? А Медведя-большим? Покажите их (спрашивает отдельных детей). А каким прямоугольником будет лягушка, заяц, лиса, волк и почему? (воспитатель задает вопрос о герое, вызывает ребенка и предлагает выбрать прямоугольник- модель и дать объяснение).
Воспитатель: Как вы думаете, почему Степа выбрал такой прямоугольник? Может, можно выбрать вот этот? (указав на другой, больший или меньший прямоугольник. Каждый свой выбор ребенок должен обосновать. Спросить у детей-согласны ли они. (ответы детей с показом прямоугольников)
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем.
Физкультминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли)
Воспитатель: Сейчас на экране я покажу вам иллюстрации из сказки, а вы на красивом теремке их нам покажите и расскажите (показ слайдов на экране с изображением иллюстраций из сказки Мышки, Лягушки, Лисички, а дети, которых назовет воспитатель, приклеивают полоску, изображающую героев сказки к теремку)
(Воспитатель задает наводящие вопросы детям по иллюстрациям и хвалит их.)
Что спросила Лягушка, что ответила Мышка? Как попросилась Лисичка в теремок? Почему они разрешили ей жить в теремке? (ответы детей).
Воспитатель:
А сейчас давайте расскажем о героях этой сказки. Посмотрите на экран и по квадратикам расскажите о Мышке, опишите ее, какая она. (на экране схема-модель Мышки. Ребенок рассказывает, опираясь на схему)
Кто дополнит рассказ? А теперь возьми Мышку и поставь ее в домик (ребенок берет игрушку из настольного театра и вставляет ее в окошечко домика)
(Так же дети по схемам на экране дают описание Лягушки и Лисички и ставят игрушки в домик. Во время описания воспитатель хвалит детей, задает наводящие вопросы, просит о помощи других детей.)
Воспитатель: По окончании сказки, что случилось с героями? Что сделал Медведь? А чтобы звери жили дружно, я предлагаю вам на световом столе песком руками нарисовать Медведя и домик, чтобы и Медведь мог жить рядом с ними, охранять и беречь своих друзей.
(Воспитатель вызывает по одному ребенку и предлагает песком руками нарисовать героя сказки и домик для него)
Воспитатель: Настя, нарисуй, пожалуйста, самого Медведя. (ребенок рисует героя, воспитатель поощряет, задает наводящие вопросы, просит о помощи других детей)
А Вера сейчас нарисует домик для Медведя. С чего надо начать рисовать домик? (стены домика). Что потом будем рисовать? (Дети по очереди рисуют крышу, дверь, солнышко, при этом рассказывая, что они изображают). Молодцы, вот и Мишка теперь будет жить в домике вместе с друзьями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами научились самостоятельно читать сказку, вы молодцы. А сейчас самое время поиграть в игру.
Подвижная игра «Теремок» (воспитатель выбирает детей и надевает им маски Зайца, Волка и Медведя)
Дети встают вкруг и поднимают сцепленные руки вверх со словами:
Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек
Так захлопнется замок. Хлоп!
Во время проговаривания слов дети в масках вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «Хлоп», дети опускают руки, кто попался, тот встает в круг.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
Чему мы с вами сегодня научились? Что вам понравилось? (ответы детей)
Список литературы: О. А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работам по сказке с детьми 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез М. 2016г
ВН. Е. Веракса Наглядно-дидактического пособия «Играем в сказку» Изд. Мозаика-Синтез М. 2017г