Любовь Павлова
Мнемотаблицы как средство развития и обучения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знании и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные, интеллектуальные и практические действия.
Публикация «Мнемотаблицы как средство развития и обучения дошкольника» размещена в разделах
Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Дети часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно, забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика- это передать сюжет произведения. Быть понятным другим человеком. А не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы: напоминаем, подсказываем, задаём наводящие вопросы. Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребёнку при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы, модели?
Модель- это любой образ (мысленный и условный, изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления («оригинала» данной модели) используемый в качестве «заместителя».
Моделирование- исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.
В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В дидактике выделяют 3 вида мнемотаблиц:
- ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящяя его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве);
- ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.
Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов заместителей и графических знаков;
- ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (графики, формулы, схемы и т. д.)
Чтобы виды мнемотаблиц как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
3. Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
4. Облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев);
В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:
1. Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
2. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее- с построения моделей, имеющих обобщенный характер;
3. Следует начинать с иконических моделей (т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
4. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. ;
5. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;
6. Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план;
Приведённые ниже факты направили внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних,
идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.
Работа в рамках «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой в подготовительной к школе группе дети должны уметь:
- пользоваться диалогической и монологической речью;
- вести координированный диалог с воспитателем;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимся действием, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
- пробовать составлять простые загадки, небылицы;
Одной из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли.
Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: Расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения;
Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель, способствующую созданию чётких и полноценных характеристик об изучаемом объекте. Одним из фактов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л. В. Эльконина, является наглядность. Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.
Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они способствуют включению детей в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на занятии. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. На значимость этого фактора указывал известный психолог Л. С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Но у детей возникает затруднение в следующем:
- самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
-установлении последовательности изложения выявленных признаков;
- удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа - описания;
Во-избежании этих затруднений целесообразно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, временах года, транспорте, профессиях и т. д.
Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования готовых схем. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов).
1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, сине и зелёное цветные пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы. Тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложна (кукла, луноход, медведь, этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины (большой и маленький мячи). Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой-маленький», надо использовать понятия «высокий-низкий», «длинный - короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».
4. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.
5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбивается (мяч, кубик, этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом бумаги.
6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
ЭТОТ МЯЧИК РАЗНОЦВЕТНЫЙ, ОН КРУГЛОЙ ФОРМЫ, БОЛЬШОЙ, ДАЖЕ РУКАМИ НЕ ОБХВАТИТЬ… СДЕЛАН ОН ИЗ ПЛАСТМАССЫ, И ОН НЕ ТАКОЙ, КАК РЕЗИНОВЫЙ, РЕЗИНОВЫЙ МЯГЧЕ. МЯЧИК МОЖНО БРОСАТЬ ВВЕРХ И В ФУТБОЛ ИГРАТЬ, А ЕЩЁ КАТАТЬ ПО ЗЕМЛЕ… А В ГРУППЕ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ С МЯЧОМ - СТЕКЛО РАЗБИТЬ МОЖНО.
1. Цвет. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, жёлтое, синее, зелёное.
2. Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шёлк или капрон) одинаковой формы и размера.
3. Часть одежды. Изображён сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. д.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят со всеми частями костюма.
4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, жёлтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень, зиму.
5. Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика и девочки.
6. Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами.
Вот пример описания платья по данной схеме:
ЭТО ПЛАТЬИЦЕ КРАСНОЕ С БЕЛЫМИ ГОРОШКАМИ. ОНО ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ. ОНО, ПО-МОЕМУ, ШЕРСТЯНОЕ. У ПЛАТЬЯ ДЛИННЫЕ РУКАВА, КРАСИВЫЙ КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИК, КРАСИВЫЕ КРАСНЫЕ ЗАВЯЗОЧКИ И НА МАНЖЕТАХ КРУЖЕВА, И КАРМАШКИ С КРУЖАВЧИКАМИ. ПОЯС КАЖАНЫЙ С ПЛАСТМАССОВОЙ ПРЯЖКОЙ. НОСИТЬ ЭТО ПЛАТЬЕ МОЖНО И ВЕСНОЙ, И ЗИМОЙ, И ОСЕНЬЮ. НУ, И ЛЕТОМ МОЖНО, КОГДА НЕ ЖАРКО. ЛУЧШЕ ВСЕГО В ГОСТИ ЕГО НАДЕВАТЬ. ЭТО ПЛАТЬЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК. А ЧТО ДЕЛАТЬ С НИМ МОЖНО? НА ВЕШАЛКУ ВЕШАТЬ, ГЛАДИТЬ, ЕСЛИ ПОМНЁТСЯ, А ЕСЛИ ИСПАЧКАЕШЬ – ПОСТИРАТЬ.
Нельзя не отметить, что даже при самом высоком уровне речевого развития без схем дети не в состоянии составлять такие подробные рассказы- описания.
1. Цвет. В квадрате 3-4 цветовых пятна.
2. Форма. Начерчены квадрат, круг, прямоугольник, цилиндр, шар.
3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.
4. Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора - материалов, которые трудно отобразить на схеме.
5. Части посуды. Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенка, ручка, крышка, носик и т. д.
6. Действия с посудой. Изображена кисть руки.
Приведём пример описания ребёнком большого заварного чайника по данной схеме.
ЭТО ЧАЙНИК. ОН БОЛЬШОЙ, ВЕСЬ БЕЛЫЙ, А НА СТЕНКАХ И НА КРЫШКЕ НАРИСОВАНЫ ВЕТКИ РЯБИНЫ… И ЕЩЁ ЗОЛОТАЯ ПОЛОСКА НА КРЫШКЕ И НА НОСИКЕ. ЧАЙНИК КРУГЛЫЙ, ПУЗАТЫЙ ТАКОЙ. ОН БОЛЬШОЙ, В НЕГО МНОГ ВОДЫ НАЛИТЬ МОЖНО, НАВЕРНО, НА 10 ЧЕЛОВЕК ХВАТИТ. СДЕЛАК ЭТОТ ЧАЙНИК ИЗ ГЛИНЫ, А ПОТОМ РАЗРИСОВАН КРАСКОЙ. У ЧАЙНИКА ЕСТЬ ДОНЫШКО, НОСИК, СТЕНКИ, КРЫШКА, ЕЩЁ РУЧКА СБОКУ И РУЧЕЧКА НА КРЫШКЕ. В ЧАЙНИК СЫПЛЮТ ЧАЙ, ПОТОМ ЛЬЮТ КИМЯТОК, А ПОТОМ РАЗЛИВАЮТ В ЧАШКИ ГОСТЯМ. С ЭТИМ ЧАЙНИКОМ НАДО АККУРАТНО… НУ… НОСИТЬ ЕГО, А ТО РАЗОБЪЁШЬ И ЕЩЁ НОГИ ОБОЖЖЁШЬ.
1. Цвет. В квадрате нарисованы цветные пятна.
2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.
3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода (большое и маленькое яблоко).
4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка.
6. Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ножи, ложки. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. д.
Приведём пример рассказа, составленного ребёнком по схеме.
КАПУСТА ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА, КРУГЛАЯ. ОНА БЫВАЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ И ТЯЖЁЛАЯ, А БЫВАЕТ И ПОМЕНЬШЕ. ПО ВКУСУ ОНА НЕМНОЖКО ГОРЬКАЯ. РАСТЁТ КАПУСТА НА ГРЯДКЕ, ПРЯМО НА САМОЙ ЗЕМЛЕ. У НЕЁ МНОГО ОДЁЖЕК И ВСЕ БЕЗ ЗАСТЁЖЕК. А ЕДЯТ КАПУСТУ СЫРУЮ, Я ВСЕГДА ЕМ, КОГДА МАМА СУП ВАРИТ, ТО ЕСТЬ ЩИ. ЕЩЁ ИЗ КАПУСТЫ ВАРЯТ БОРЩ, И СОЛЯТ ЕЁ… А ВОТ ЕЩЁ СОЛЯНКУ ИЗ КАПУСТЫ ДЕЛАЮТ.
Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателем на прогулке и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием погоды и природы, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. д. – необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.
1. Солнце. В первом квадрате нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. д.
2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное, серое, пасмурное, покрытое тучами и т. д.
3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на ней. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая, появляется первая травка и т. д.
4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т. к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают, появляются почки, деревья покрыты яркой зелёной листвой и т. д.
5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают пальто и шубы, тёплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. д.
6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например, заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времён года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку, звери запасают корм на зиму, меняют «шубу» и т. д.
7. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например, ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлёту, вьют гнёзда, выводят птенцов и т. д.
8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок, кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в речке и т. д.
Составлению рассказав по схемам предшествует обязательно подготовительная работа, которая проводится на прогулках, на занятиях, в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за повадками птиц, животных, за изменениями внешнего вида растений и цветов в разное время года; беседы и рассматривания картин о профессиях, транспорте и т. п.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Схемы использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересеазу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.
Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С. Фетисова, «Вершки и корешки» К. Д. Ушинского, рассказа «По грибы» смотрите в приложении.
Ещё хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
Это привело к тому, что дети стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам картинки-схемы. Так, например, мои дети выучили стихотворения И. Бунина «Льёт дождь холодный, точно лёд», «Лес, точно терем расписной». (схемы смотрите в приложении).
Модельные схемы и схематические изображения предметов можно использовать и на других занятиях с детьми: на ознакомлении с окружающим миром, математике, ручном труде и т. д. (смотрите в приложении).
Также модельные схемы применяю при загадывании и отгадывании загадок, разучивании пословиц, поговорок, скороговорок. Использую мнемотаблицы в образовательных областях: художественно-эстетической, познавательной, социально-коммуникативной, физической.
В заключении, хочу сказать с уверенностью, что использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию и обучению дало положительные результаты.