Валентина Боркунова
«Мир, где живут деревья». Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшей группы с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
П/ с: формировать умение выявлять функции объекта;
учить детей определять роль и место функций и объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу (метод ТРИЗ «Системный анализ»);
учить переносить свойства одной или нескольких частей объекта на другой (ТРИЗ, «Метод фокальных объектов»);
учить изменять свойства объекта (приём ТРИЗ «Динамика - статика»);
Публикация «„Мир, где живут деревья“, Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшей группы с нарушением речи» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
развивать способность к творческому решению проблем, диалектическое мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение;
совершенствовать связную речь, умение правильно использовать в речи грамматические формы, активизировать лексический запас признаков предметов, развивать эмоциональность речи;
формировать умение выслушивать детей при обсуждении проблемной ситуации, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материалы и оборудование: изображения деревьев, таблица, карточки на магнитах с изображением частей деревьев, магнитная доска.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Давайте прочитаем, что в нём написано. «Наши друзья, дедушка и внучка, пришли в лес за первыми весенними цветами. Злая Баба-Яга превратила их в деревья. А расколдовать их сможет тот, кто догадается, какое из деревьев - дедушка, а какое - внучка. Уж мы думали-гадали, ничего не получается. Помогите нам, пожалуйста!»
- Поможем лесным жителям? Какое из этих деревьев - заколдованный дедушка? (Дуб.) Почему вы думаете, что дуб - это дедушка? (Потому что дуб, как дедушка, крепкий, большой, старый, добрый, мудрый.) А почему вы решили, что берёзка - это внучка? (Берёзка молодая, тонкая, стройная, белая, добрая, поэтому кажется похожей на девушку.) Ребята, а ведь вы догадались! Вот мы их и расколдовали!
- Действительно, в древние времена люди считали, что у каждого дерева, как и у человека, есть свой характер. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, грустными и весёлыми, слабыми и сильными.
Какое дерево изображено на этой картинке? (Ива.) Как вы думаете, какой характер у ивы? (Ива грустная, тихая, задумчивая, спокойная, печальная.) А почему вы так думаете? (Потому что у неё веточки свисают вниз, и у печального человека голова и руки вниз опущены.) Верно. А это какое дерево? (Дуб.) Какой характер у дуба? (Он сильный, крепкий, добрый.) Почему? (Потому что дуб похож на могучего богатыря, на защитника.) Правильно. А это дерево как называется? (Ель.) Какой характер у ели? (Ель весёлая, озорная, игривая, добрая.) Почему вы так думаете? (Потому что ёлочка приходит к нам на Новый год и приносит радость и смех.)
- Ребята, а на какое дерево вы можете быть похожи? Изобрази, какое ты дерево? Какое дерево изображает Марина? (Ель.) Марина, почему ты ель? (Мои руки-веточки растут вниз, а пальцы растопырены, как иголочки. Ель весёлая, поэтому я улыбаюсь.) (А я - дуб. У меня раскидистые, мощные руки-ветки, крепкий, толстый ствол, поэтому я устойчивый и сильный.) (Я - ива. Я низко склонилась, грустно вздыхаю, а глаза прикрыты. Я тихая и печальная, как ива.) Да, ребята, вы доказали, что деревья и вправду похожи на людей, и внешне, и по характеру.
- Ребята, скажите, а что может делать дерево? (Дерево может расти, пить воду, распускаться, расцветать, приносить плоды, ронять листья, качаться от ветра, может погибнуть, может колоться, может спрятать кого-нибудь от солнца или от врагов.)
- А что, если б дерево могло ходить! Как вы думаете, куда бы оно пошло? Зачем оно пошло бы туда? (В город, посмотреть, как живут деревья в городе. В гости к другим деревьям. Погулять по лесу. Познакомиться с другими деревьями. Посмотреть, где заканчивается лес.) Значит, деревьям интересно узнать, как живут другие деревья в лесу и в городе.
- Ребята, давайте мы с вами сейчас поиграем, превратимся в деревья. Пластический этюд «Берёзка».
- Скажите, ребята, из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, плоды, корни.) А кто окружает дерево? (Белка - в дупле, дятел на стволе, сова прячется днём в дупле, дикие пчёлы в дупле, медведь - под корнями у него берлога, жуки - прячутся на зиму под корой, крот делает ходы возле дерева, муравьи возле дерева строят муравейник, барсук - у дерева его нора, птицы - на ветках.) Представьте, ребята, что это дерево исчезнет. Что тогда произойдёт с теми, кто его окружал? (Белка не сможет сделать запасы на зиму, жуки погибнут от холода, медведь не сможет устроиться в берлоге, птицам негде будет вить гнёзда, сова не сможет спрятаться от света, пчёлам некуда будет носить мёд.) Значит, для всех лесных обитателей деревья очень важны. Деревья нужно беречь и охранять.
- Ребята, скажите, а где больше всего растёт деревьев? (В лесу.) Верно, и деревья бывают самые разные. Посмотрите на эту таблицу. Здесь изображены части известных вам деревьев. Каких? (Рябина, дуб, ель, берёза.) Правильно. А как вы догадались? (По плодам. У рябины - ягоды, у дуба - жёлуди, у ели - шишки, у берёзы - серёжки.) Верно. Давайте попробуем описать, как выглядят другие части этих деревьев. Как выглядит ствол у рябины? А какого он цвета?
Лексика к МФО
ствол - ветки - листья -
рябина: тонкий, высокий, прямой, коричневого цвета, ровные, прямые, вытянутые, длинные, похожие на овал, зелёного цвета.
дуб: крепкий, толстый, прямой, коричневого цвета, толстые, раскидистые, сучковатые, волнистые, зелёные.
берё за: прямой, ровный, тонкий, белого цвета с чёрными полосками, тонкие, свисающие, длинные, резные, зелёные.
ель: тонкий, прямой, ровный, смолистый, коричневого цвета, тонкие, смолистые, направлены вниз, внизу длинные, а вверху - короткие, иголочки-хвоинки очень тоненькие колючие.
- Давайте попробуем составить из этих частей дерево, которого не может быть на самом деле.
- Как называется ваше дерево (по названиям деревьев, например, БерЕль? Как вы думаете, какой у него характер? Почему вы так считаете (по частям деревьев? Что происходит с листьями вашего дерева осенью (листья, иголки? А весной?
А кто может жить на этом дереве или возле него? Почему вы так думаете (по плодам, стволу? А какие животные или птицы не смогли бы жить на этом дереве или рядом с ним? Почему? (по плодам, стволу?
- Какие удивительные деревья вы придумали! Давайте сейчас нарисуем деревья, которые у нас получились.