Воспитатель
Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задачи обучения установлению системных связей
Выявление свойств и функций объектов
Расширять представления детей о признаках объектов (цвете, форме, размере и т. д.). Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в словарь специфические характеристики, связанные с именем цвета. Отработать умение описывать объект по размеру учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера. Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слов «бесформенный» (объект, который динамично меняет форму). Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения. Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.
Публикация «Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — старший возраст» размещена в разделах
Выявление подсистемных связей
Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть и сам он является частью более сложного объекта. Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.
Выявление надсистемных связей
Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта, продолжать учить перемещать обект из одного места в другое и объяснять значение этого перемещения. Учить проводить классификационные структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.
Определение линии развития объекта
Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. Продолжать учить замечать изменения рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный – современный – более современный). Учить замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку сделать рукотворное изобретение. Продолжать учить детей выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.
Решение прогнозных задач
Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов, при решении использовать три уровня изменения объекта.
Выявление ресурсов объектов
Учить самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах). Продолжать учить приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению. Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.
Сравнение систем
Учить самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
месяц
содержание деятельности
задачи
Методы и приемы
(игры)
Октябрь
Ноябрь
Формировать умения выявлять свойства и функции объекта.
У. С. И.
Расширять представления детей о признаках объектов.
Отработать умение описывать объект по цвету, по форме, по материалу, называя значение данного признака через сравнительные характеристики.
Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения.
Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира.
1.«Что умеет делать»
2.«Дразнилка»
3.«Мои друзья»
4. ММЧ
Декабрь
Формировать умения выявлять подсистемных связей.
У. С. И.
Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.
1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
2.«Волшебный светофор»
3.«Хорошо – плохо»
Январь
Формировать умения выявлять надсистемных связей.
У. С. И.
Учить проводить классификационные структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.
Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.
1.«Где живет?»
2. ММЧ
Февраль
Определение линии развития объекта.
У. С. И.
Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы.
Продолжать учить замечать изменения рукотворного объекта в зависимости от времени его создания.
1.«Чем был – чем стал?»
2.«Раньше-позже»
3.«Паравозик»
Март
Решение прогнозных задач
У. С. И.
Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов.
У. С. И.
Апрель
Выявление ресурсов объекта.
У. С. И.
Учить самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях объекта.
Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.
«Аукцион»
Май
Сравнение систем.
У. С. И.
Учить самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам.
Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
1.«Раз, два, три… ко мне беги!»
2.«На что похоже?»
3.«Теремок»
4.«Давай поменяемся»
5.«Найди друзей»