Дарья Коньякова
Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.
Связная речь должна отражать все стороны своего предметного содержания. В методике термин «связная речь» определяется как:
- процесс говорящего,
- продукт, результат деятельности,
Публикация «Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
- название раздела работы по речевому развитию.
Задачи речевого развития дошкольников не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в связной речи, которая включает в себя все достижения ребенка в процессе обучения родному языку: звуковой, грамматический строй, словарный запас. Именно старший дошкольный возраст является периодом формирования связной речи и развития восприятия, обсуждения, обдумывания плана высказывания, рассуждения.
На становление связности речи влияют содержательность текста и мысли, звуковая и грамматическая правильность, последовательность и логический порядок, точный выбор слов и эмоциональная выразительность.
Связность речи непосредственно связана с мыслями человека. Формирование связной речи напрямую связано с развитием познавательной действительности. В процессе познания происходит удержание в памяти образов, обобщения, внимания к содержанию высказываний.
Только в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками, формируется диалогическая речь. А монологическую речь рассматривал как умение применять языковые средства для определенного высказывания. Овладение этими умениями возможно в ходе целенаправленного обучения. Важным в процессе формирования связной речи, является чтение детям литературы. Знакомство с книгами, художественными произведениями дают основу для развития связной речи. Дошкольники овладевают умением сначала пересказывать, а затем, на основе этого, у них формируется умение самостоятельно составлять рассказы.
На процесс становления связного высказывания ребенка влияет ввод новых слов, словосочетаний, лексических единиц в определенных ситуациях общения, При этом, важно учитывать индивидуальность словаря дошкольника. Важно научить дошкольника употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом. Это способствует дальнейшему умению связывать их по смыслу. Ребенок, постепенно, от отдельных высказываний учится выстраивать сначала диалог, а затем и монолог.
Диалогическа речь – это форма разговорной разновидности языка. Представляет собой проявление непрерывной коммуникативной функции.
Диалогическая речь строится на основе вопроса и ответа, обмене высказываниями.
Монологическая речь – это более развернутая форма речи, она различается произвольностью и организованностью. По мнению многих исследователей и ученых, монологическая речь требует специального речевого воспитания.
Монолог относится к более сложному виду речи и имеет одного субъекта. Представляет собой сложное синтаксическое целое, не связанное с речью собеседника.
Монолог относится к развернутой форме речи. Включает в себя литературную лексику, синтаксическое оформление, последовательность изложения, логическую завершенность.
В методике обучения детей родному языку важно учитывать взаимосвязь диалогической и монологической речи. В процессе коммуникативного общения, со взрослыми и сверстниками, дошкольники овладевают разговорным стилем речи, который характерен для диалогической речи. Умения и навыки, которые дошкольники получают в процессе диалогической речи, создают предпосылки для овладения монологической речью в старшем дошкольном возрасте. В овладении описанием и повествованием, дошкольникам помогают приобретенные, в процессе обучения, умения отвечать на вопросы, строить сообщение последовательно, связно, логично.
Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Главной целью в организации работы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастным развитием.
Существует большое количество методик коррекции связной речи :
1. Развивать способность детей воспроизводить по памяти подробности увиденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, формировать ритмико-мелодический компонент текста в процессе работы над связной речью
2. Разделы в работе над развитием связной речи :
-обогащение словарного запаса детей;
-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
-разучивание стихотворений;
-отгадывание загадок.
Такая работа должна проводиться с дошкольниками, которые уже владеют разговорной речью. Их словарь должен быть приближен к возрастной норме и включать достаточное количество слов разговорной лексики
3. Формирование связной речь по разделам :
- словарная работа,
- описание объекта,
- рассказывание по серии картин,
- заучивание стихотворений,
- пересказывание художественных текстов.
Детей нужно учить воспринимать текст на основе рассматривания картинок и сопоставления их с определенной частью рассказа.
В процессе обучения рассказу и пересказу, нужно подбирать предметные картинки к определенному эпизоду и восстанавливать логическую последовательность серий картин.
4. Работу, по развитию связной речи, можно осуществлять исключительно на поздних этапах преодоления общего недоразвития речи. Связную речь, возможно формировать только у детей с высоким уровнем интеллектуального развития, тем самым отвергают возможность работы по развитию связной речи с детьми с низким уровнем.
Раскрывают пять этапов по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня :
- подготовительная работа,
- занятия по пересказу,
- обучение рассказыванию по картинам,
- обучение рассказу-описанию,
- обучение рассказыванию с элементами творчества.
Таким образом, необходим постепенный переход от простого к сложному, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
5. Рекомендовано в работе над связной речью, использовать дополнительные средства: наглядность и моделирование плана выказывания. Все упражнения постепенно усложняются, схемы и наглядность постепенно убираются.
Главной в системе работы является то, что происходит формирование связной речи даже у тех детей, которые ранее не владели подробными смысловыми высказываниями.
6. Приемы коррекционной работы проводят в системе. Всю работу делит на три этапа, на каждом из которых проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и связной речи.
-обучение дошкольников подробному, выборочному, а затем творческому пересказу
- перед работой над текстом проводить обязательный его анализ.
-вся коррекционная работа должна завершиться составлением рассказа из личного опыта, что является самым сложным.
7. Разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.
Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающаяся от традиционно принятой в логопедической практике.
Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной речемыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:
- правило смысловой связи предложений в рассказе,
- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
- формировать умения и навыки связной речи используя картинно – графический план.
Система развития связной речи состоит из четырех взаимосвязанных разделов :
1. раздел. Формирование ориентированной основы действий по узнаванию связного рассказа.
2. раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи.
3. раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
4. раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации сообщения.
Главная задача данной программы дать детям представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.
Широко применяется метод наглядного моделирования. Детям предлагаются ориентированные карточки, графические записи, таблицы, сенсорно-графический план, картинно- графические схемы.
Структуру мысли простого предложения моделируют наглядно- графические записи. Предметно-постановочные таблицы отражают смысл повествования. Используемые при формировании навыков описательной речи, графические планы и схемы, предоставляют возможность детям следить за содержанием рассказа, одновременно развивая контроль за собственной речью.
Таким образом, в речевом воспитании детей главной задачей становится обучение дошкольников связной речи, так как именно в дошкольный период времени, закладываются основы формирования связного высказывания. Именно в связной речи дошкольника формируется коммуникативная функция речи и языка.
Связная речь, определяется как единое, грамматически выстроенное высказывание, имеющее логическую последовательность и завершенность. Диалогической речью дошкольники овладевают в процессе коммуникатичного общения со взрослыми и сверстниками.
Монологичекая речь требует специального речевого воспитания.
Формирование связной речи является актуальной проблемой современной логопедии. Моторная алалия входит в общее недоразвитие речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
У детей с моторной алалией, с нормальным слухом и сохранным интелектом нарушены, или отстают от нормы фонетический, лексический, грамматический компонеты. Речевая несостоятельность проявляется в недостатках восприятия речи.
Имеются нарушения в связной речи. Детям старшего дошкольного возраста с моторной алалией, сложно передать последовательность событий, изложить главное, передать смысл явлений и событий.
При объединении предложений в связные высказывания, у старших дошкольников, обнаруживается не умение строить контекст даже в случаях достаточно развитой диалогической формы речи.
У дошкольников с моторной алалией низкая активность речи. Мимика и жесты компенсируют недоразвитие речи в процессе общения с окружающими.
На уровне произвольности и осознанности отмечается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Особенно страдает вербальная память на слова, фразы, тексты.
В процессе коррекционной работы, дети старшего дошкольного возраста с моторной алалией, могут приобретать определенные умения и навыки, но они остаются детьми с недоразвитой речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич.
2. М. : Просвещение, 2004. – 288 с.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.
4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение,1985. – 357 с.
5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990. – 316 с.
6. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Издательство ГНОМ и Д, 2001.
7. Левина, Р. Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1951. – 234 с.
8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1985. – 214 с.
9. Лепская, Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. – РАО, 1994.
10. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи детей 6 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 144 с.
11. Ткаченко, Т. А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет.
12. / Т. А. Ткаченко. – М. : Ювента, 2008. – 24 с.
13. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Просвещение, 1989.
14. Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. – М. : Астрель, 2006. – 233 с.
15. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. – Москва: Тривола, 1994. – 324