Зиновьева Ирина
Методика проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему:
«Методика проведения организованной образовательной деятельности
по образовательной области
художественно-эстетическое развитие»
(изобразительная деятельность – рисование)
Цель: Повышение уровня мастерства педагогов в вопросе методики проведения занятия по изо-деятельности – рисование.
Задачи: Познакомить педагогов с методическими приемами.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Темочки:
Познакомить педагогов с методическими приемами рисования на тему: «Дерево» в разных возрастных группах.
Методы :
– Интерактивный (словесный, наглядный, практический).
Приемы:
– Беседа с показом практических действий.
– Использование наглядностей.
Оборудование:
– Ноутбук, экран.
Материал для практической работы:
– Гуашь, акварельные краски, кисточки, бумага, стаканчики для воды, салфетки для осушения кисти.
План проведения мастер – класс :
I. Введение в тему.
II.Теоретическая часть, сообщение на тему «Методика проведения организованно образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность – рисование).
III. Показ приемов рисования дерева в возрастных группах.
IV. Практическая часть. Рисование дерева.
V. Итог мастер – класса.
I. Введение в тему.
«Тот, кто рисует, получает
в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов
только смотрит»
И. Дистервег
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный, творческий характер, поэтому воспитатель должен создать для этого все условия и прежде всего обеспечить эмоционально образное восприятие деятельности.
II. Теоретическая часть.
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая предварительная подготовка.
Подготовка к занятию.
1. Материал для работы детей:
1) Бумага
– листов на 5-10 больше чем детей
– формат А5-А4 для рисования карандашами
– формат А4 для рисования красками
– листы подписываются в правом нижнем углу
2) Кисточки
– младший дошкольный возраст: большая круглая
– старший дошкольный возраст: большая круглая, тонкая, плоская
– для гуаши – жесткий ворс (колонок, пони, собака)
– для акварели – мягкий ворс (белка)
чем больше лист – тем больше размер кисти
3) Карандаши
– оттачиваются в запас 4-5 коробочек (для замены)
– в старшем дошкольном возрасте рекомендуется графитный карандаш МТ, 2МТ
– соблюдается безопасность (карандаши не должны быть острыми)
4) Краски
– гуашь готовится с вечера, разводится до густоты жидкой сметаны
– акварель, 3-4 капли воды в каждую краску
5) Вода
– наливается в прозрачные баночки не менее 0,5 л. Банка наполняется на 2/3 от объема
– запасные баночки с водой
6) Подставка для кисточек
7) Салфетки для осушения кисти
8) Палитра
2. Материал для показа и объяснения.
– натура, доступная детскому восприятию и изображению
– лист бумаги большего размера, чем у детей
– художественный материал (уголь, сангина, пастель) для показа приемов рисования
– образец (размер больше чем детский рисунок)
Посадка детей:
– Двухместные столы ставим в 2-3 ряда. Освещение должно быть слева.
– За четырех и шестиместные столы детей размещают так, чтобы никто не сидел спиной к окну. Дети, которые меньше ростом или страдают нарушением зрения, сидят за первыми столами. Один, два раза в год детей пересаживаем: сидящие дальше от света поближе и наоборот.
Длительность занятия:
– младшая группа – 15 минут
– средняя группа – 20 минут
–старшая группа – 25 минут
– подготовительная к школе группа – 30 минут
Вторая младшая группа
-по содержанию рисование предметное.
Средняя группа
-состоит из предметного, декоративного рисования, по замыслу.
Старшая группа
-предметное, декоративное, сюжетное, по замыслу. Одно занятие планируем по региональному компоненту.
Организованный момент проводится только тогда, когда дети чем-то возбуждены или недостаточно хорошо организованы. Задерживать около себя стоящих детей можно не более 1 минуты.
Организация процесса занятия.
Процесс занятия делится на 3 части:
I ч. Вводная часть
мотивация, постановка учебной задачи, введение игрового персонажа, беседа с детьми, анализ изображаемого предмета, показ предметов изображения предмета.
II ч. Основная часть
практическое выполнение задания.
III ч. Заключительная часть
просмотр и оценка детских работ.
Первые слова, с которыми воспитатель обращается к детям должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут рисовать. Интерес к занятию можно повысить если включить игровые приемы.
I ч. Вводная часть.
Все игровые приемы можно разделить на 2 группы:
– сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр ( например:«В гостях у Солнышка», «Как мы снеговику помогали»)
– сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением ( например:«Городецкие мастера», «Мы художники»)
Чтобы повысить интерес к занятию с детьми 3-5 лет можно использовать такой элемент игры как появление игрушки, разговор игрушкой как с живым персонажем. А детям 5-7 лет, в начале занятия приносят письмо от какого-либо персонажа.
Следующий методический прием : художественное слово.
Художественное слово :
– загадки
– потешки
– сказки
– четверостишие
– стихотворение
С какой целью вы используете художественное слово?
Цель художественного слова на занятии по рисованию:
– младший дошкольный возраст – привлечь интерес и внимание детей к теме, возникновения эмоционального настроя.
Например, какое четверостишие вы прочитаете детям, при рисовании на тему «Снег идет» И. Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
– старший дошкольный возраст – расширяет тематику детских рисунков, способствует творческой инициативе.
Например, сообщение темы занятия посредством загадки, потешки или отрывка из стихотворения. Задача – отгадать кого (или что) они будут сегодня рисовать.
Как методический прием художественное слово можно применять в ходе всего занятия – в начале или в конце деятельности.
Используем на занятие ИКТ. Сейчас мы посмотрим вводную часть занятия в средней группе на тему «Подарок другу», где используется песочная анимация.
II ч. Практическая часть.
Руководство процессом выполнения работы:
– наблюдение за всей группой
– индивидуальная работа с каждым ребенком (с учетом особенностей личности и уровня развития изобразительных способностей ребенка)
В процессе практической части воспитатель:
– наблюдает за всей группой детей
– индивидуально подходит к каждому ребенку, никого не обделяет вниманием
– дает советы и указания шепотом
– в редких случаях показ изображения на отдельном листке
Рекомендуется использовать обыгрывание рисунков во время «пассивности» (ребенок не знает, что делать дальше, считает работу законченной, потерял интерес к изображению, промежуточный анализ с помощью игрового персонажа (поисковые и проблемные вопросы – А почему в твоем лесу никто не живет?Какая погода в городе? и т. д.) Если ребенок расстроен из-за неудачи в работе, можно использовать фразы – «Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное» или «Художник умеет прятать свои ошибки».
Если ребенок сосредоточен на изображении, то советы, обыгрывание они воспринимают как помеху.
Желательно включить спокойную музыку.
III ч. Заключительная часть
Структура заключительной части:
1) Целостное эмоциональное восприятие всех работ.
2) Анализ решения изобразительных задач.
3) Перспектива возвращения к работе.
Варианты размещения детских работ для просмотра:
– на отдельных столах
– на мольбертах
– на специальном стенде
– на специально оформленной выставке
Просмотр и анализ детских рисунков:
– должны быть представлены работы всех детей
– положительная мотивация
– дети видят результаты своей деятельности
В младшем дошкольном возрасте при рассматривании работ нужно обращать внимание детей на работу в целом, например «Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как ковер». В средней группе дети могут выделять понравившиеся работы товарища. Сказать похож он или нет на изображаемый предмет, аккуратно ли он выполнен, но не смогут дать детальный разбор рисунка. Дошкольники старшего возраста с помощью наводящих вопросов могут подметить и положительное в рисунке и ошибки путем сравнивания с натурой, могут обосновать свой ответ. Неудачные рисунки обсуждать не следует, это лучше сделать индивидуально с автором.
III. Практическое выполнение
«Показ приемов рисования дерева»
В младшем дошкольном возрасте учим рисовать дерево на линии земли. При рисовании ствола ведем линию сверху вниз, ворс кисточки положим плашмя. Ветви рисуем наклонно прямой линией к стволу, сверху вниз.
Рисуем ёлку. Сверху вниз ведем линию, положив кисть плашмя – это ствол. Ветви рисуем от ствола, наклонной линией. Длина не отличается друг от друга, располагаем симметрично.
В средней группе при изображение дерева ставим кисточку на кончик, ведем линию вниз постепенно опуская кисть до положения «плашмя». Ветви изображаем сверху вниз к стволу, которые немного тоньше ствола. Концом кисти изображаем дополнительные ветви 1-2 на каждой основной. Они тоньше и короче основных.
Ёлку изображаем обобщенным способом из нескольких треугольников, которые выходят один из другого перекрывают или присоединяются друг друга.
2 вариант: изображаем крону в форме треугольника из одной точки.
3 вариант: к длинному, прямому стволу пририсовываем зеленые ветки, они слегка прогибаются, постепенно увеличиваются в длине (нижние самые длинные).
4 вариант: изображаем ствол, затем из одной точки на верхушке ствола отдельными длинными мазками плашмя рисуем несколько веток в форме «юбочки». Отступаем немного вниз, изображаем следующий ярус веток, но больший по размеру, затем третий ярус.
В старшей группе учим передавать характерные и индивидуальные признаки растений, а именно: высокое и низкое; старое и молодое, различные породы деревьев, движение дерева от ветра.
Рисуем ствол сверху вниз, большие ветви в форме дуги с утолщением к стволу. На основных ветках концом кисти рисуем мелкие ветки. Ствол сверху заканчивается не шпилем, а разветвлением.
В подготовительной группе передают индивидуальные признаки дерева (здоровое, большое, искривленное) экзотические, сказочные, фантастические, используя ранее полученные умения изображения, так не рисуем нетрадиционными способами.
IV. Итог мастер-класса.
Обсуждение (какие трудности испытывали педагоги в ходе изображения деревьев).
Спасибо Вам за сотрудничество, приятно было работать с вами.