Леонова Надежда
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Составитель: Леонова Надежда Геннадьевна, воспитатель МДОУ Тисульский д. с. №4
СОДЕРЖАНИЕ
Поэтапное проведение НОД:
1 этап. Организационный (ситуативный разговор)
2 этап. Практический (продуктивная деятельность)
3 этап. Заключительный (подведение итогов НОД)
Публикация «Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Дымковская игрушка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Для реализации данной НОД необходимо создать следующие условия: оформление зала в стиле русской ярмарки, подбор предметов декоративно-прикладного искусства, подбор музыкального сопровождения, необходимого оборудования для продуктивной деятельности.
Методические рекомендации к ОД:
НОД составлена с учетом возрастных особенностей данной группы детей, при проведении его с другими детьми возможно усложнение или упрощение содержания работы, в зависимости от особенностей дошкольников.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Дымковская игрушка»
Возраст: 5-6 лет
Группа : старшая
Форма НОД: Интегрированная НОД
Цель НОД: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи НОД:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи :
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Оборудование:
Средства - наглядные: игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
литературные: стихи
музыкальные: 3-4 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)
оборудование: CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей); народные музыкальные инструменты; обруч с лентами.
Предварительная работа: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1 этап
Организационный -ситуативный разговор:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на ярмарку.
Народ собирается, ярмарка открывается.
В старину на Руси, на ярмарке продавали разные товары, устраивали народные гуляния, развлечения, катались на каруселях, играли, пели, плясали. Народные мастера привозили на ярмарку свои изделия, которые изготавливали своими руками. Давайте с вами рассмотрим изделия разных мастеров и вспомним народные промыслы, с которыми мы уже знакомились. (Педагог подводит детей к стендам с декоративными изделиями. Показывает и напоминает, к какому декоративному творчеству относится данное изделие.)
Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с работами дымковских мастеров - Дымковской глиняной игрушкой.
Вятский край издавна славился художественными промыслами. В далекие времена жители этой слободы лепили глиняные игрушки. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топили печи, обжигали глиняные игрушки. В пасмурные дни стелился дым низко к земле легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими.
Много труда нужно было вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Вначале ее лепили из красной глины, затем обжигали в печи, чтобы она стала прочной, потом ее белили мелом, разведенным молоком и расписывали. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, такая игрушка становилась еще наряднее. Дымковские игрушки изготавливали для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка- праздник стали называть «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
(Педагог показывает различные глиняные свистульки, предлагает детям посвистеть.)
Барашек-свисток.
Левый рог-завиток,
Правый рог-завиток,
На груди - цветок.
(народн. творчество)
Ребята, на ярмарке все очень любили кататься на карусели.
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Проводится игра «Карусель» (звучат русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой)
2 этап: продуктивный
Педагог: Вот и отдохнули, теперь снова вернемся к дымковским игрушкам. Сегодня мы будем рисовать такие же красочные игрушки, но для этого нам нужно внимательно рассмотреть их.
Что общего у всех этих игрушек?
Да, правильно, у всех игрушек белый фон.
Какие цвета использовали народные мастера?
Какие узоры вы видите на игрушках?
В современной игрушке, мастера добавляют и другие яркие цвета: голубой, розовый,
оранжевый, коричневый, фиолетовый.
Обратите внимание, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.
Ребят, сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки. (Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность; дает возможность подумать и выбрать шаблоны-силуэты понравившихся дымковских игрушек; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.).
По окончанию работы -Педагог: Пока наши работы сохнут, мы поиграем в игру. За ширмой будет звучать музыкальный инструмент, а вам нужно будет угадать, что это за инструмент.
Проводится музыкальная игра «Узнай что звучит»
3 этап:
Итог творческой деятельности.
Педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.
Воспитанники делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанники приобрели следующие умения и навыки:
*активность в продуктивной деятельности, в разговоре;
*умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
*умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
*умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями;
*применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;
*стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона или без него, выбирая самостоятельно средства для рисования
*умение самостоятельно делать выводы
*умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. ;
Литература:
1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:
Учитель, 2013
2. Музыкальная палитра №1,2007.
3. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева
Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
4. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет