Алла Вербина
Методическое сопровождение педагогов по профилактике профессионального выгорания
Выступление по защите проекта.
СЛАЙД1.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ФИО
Педагогический стаж – 25 лет
Методист – 6 лет.
Образование – среднее специальное: воспитатель в дошкольных учреждениях
высшее, специальность: учитель начальных классов.
Магистратура – специальность: Менеджмент в
доуниверситетских учреждениях.
СЛАЙД 2. РАССУЖДЕНИЯ О ВЫБОРЕ ТЕМЫ.
Публикация «Методическое сопровождение педагогов по профилактике профессионального выгорания» размещена в разделах
Когда я решила аттестоваться на первую дидактическую категорию и передо мной стал вопрос какую тему мне выбрать для создания продукта, я задумалась. Я понимаю, что у меня как у методиста могло быть огромное количество тем, за 6 лет я работала над многими темами, развивалась сама и старалась развивать и педагогов, с которыми работаю. Но перед моими глазами возникла вот такая картинка: перегруженный педагог до работы и после работы, и я поняла, что тема над которой я работаю с 2017 года актуальна и сейчас и даже более востребована так как:
СЛАЙД 3. В течение последних лет особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении из – за увеличения факторов напряжённости педагога. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. В связи с обострённой ситуацией в стране и во всём мире из – за пандемии и долгого нахождения в самоизоляции, у многих педагогов накопилось много отрицательных и тревожных эмоций. Следствие неопределённости и постоянно меняющихся положений и требований приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. И поэтому я решила продолжить работу над проектом: СЛАЙД 4. «Методическое сопровождение педагогов по профилактике профессионального выгорания».
СЛАЙД 5. В 2017-2018 учебном году над выполнением годовых задач работало 17 педагогов, из них имели: квалификационные категории:
Вторая – 47,0 %.
Без категории -53,0%
стаж работы: варьировался от 5 и до 30 лет.
До 5 лет – 2 чел. (11%);
От 5 до 10 лет – 2 чел. (11%);
От 10 до 20 лет – 6 чел. (35%);
От 20 до 30 лет – 4 чел. (23%);
Свыше 30 лет – 3 чел. (17%).
Из 17 педагогов 4 педагога были со специальностями не по профилю.
СЛАЙД 6. В 2017 – 2018 учебном году были разработаны цели и задачи, используя технологию SMART по предотвращению профессионального выгорания педагогов, и поддержания желания постоянно повышать уровень самообразования педагогов и соответствовать занимаемой должности. Необходимо предоставить педагогам участие в различных методических мероприятиях; Создать условия для достижения поставленных целей. Несомненно, поставленная цель является важной для достижения общего успеха и рейтинга учреждения. Определённая во времени (к какому году достигнуть цели) 1. Повысить кол – во педагогов с категорией к 2021г.
2. Завершить переквалификацию педагогов в соответствии с занимаемой должностью к 2021-22 году.
3. Достигнуть 100% отсутствия профессионального выгорания к 2020-21 году.
СЛАЙД 7. В 2017 году со второй квалификационной категорией в коллективе было7 педагогов. Было намечено к 2022 году повысить количество аттестуемых педагогов, мотивируя их профессиональными достижениями, участием в различных организационных мероприятий, с проявлением творчества и компетентности в педагогической деятельности. Безусловно, методисту понадобятся организаторские способности, чтобы разработать и скоординировать дальнейшую деятельность учреждения.
На данный момент количество педагогов с квалификационной категорией увеличилось с 7до9. На следующий учебный год планируют аттестоваться на присвоение дидактической категории ещё три педагога. На мой взгляд цель будет достигнута, когда все педагоги изъявят желание получить квалификационную категорию. Ещё в прошлом году в коллективе было четыре педагога с несоответствием занимаемой должности. Проводились семинары и индивидуальные консультации с целью убедить данных педагогов изъявить желание переквалифицироваться в соответствии с занимаемой должностью. Были подобраны соответствующе институты развития, поданы документы после собеседования, и уже в этом году с оценкой очень хорошо все три педагога прошли переквалификацию. На следующий год закончит переквалификацию с воспитателя на логопеда ещё один педагог. Конечно же, для достижения общего успеха необходима постоянная эмоциональная поддержка педагогов, мотивация, а также умение правильно расставлять приоритеты в достижении поставленных задач и целей.
СЛАЙД 8. Коллектив нашего детского сада принимает активное участие в региональном конкурсе «Воспитатель года», для мотивации педагогов на местном уровне планируются и проводятся локальные конкурсы, с вручением грамот, номинаций и памятных подарков.
Если в 2017 уч. году процент участия в конкурсе Воспитатель года» составлял 23,5%, то на данный момент эта цифра выросла до 47%. При этом каждый раз, когда мы участвуем в конкурсе, педагоги нашего детского сада занимали призовые места. Четыре раза педагоги нашего учреждения занимали первые места.
СЛАЙД 9. Исследование синдрома эмоционального выгорания проводилось на 17 педагогах УРО Д/С № 7 «Ивушка» города Комрата по методике Виктора Васильевича Бойко (который уделял огромное внимание исследованиям эмоционального выгорания личности).
Следуя методике В. В. Бойко, выделяют три фазы формирования выгорания. Рассмотрим симптоматику и фазы выгорания на начало диагностирования:
Было выявлено, что у 1 педагога полностью сформирован синдром эмоционального выгорания, при этом затронуты все фазы эмоц. выгорания : Фаза «Напряжение»(НАПРЯЖЕНИЕ – эмоциональное истощение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. ,
Фаза «Резистенция», РЕЗИСТЕНЦИЯ – формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу.
Фаза «ИСТОЩЕНИЕ» - общее падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы. (стаж работы свыше 30 лет). Признаки сформированности наблюдались у 5 испытуемых в виде ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДЕФИЦИТА И ОТСТРАНЕННОСТИ; СНИЖЕНИЯ АКТИВНОСТИ И ОЩУЩЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ОТСУТСТВИЯ СИЛ. (стаж работы педагогов свыше 20 лет)
У 3 педагогов были обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома, что проявлялось в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности. (стаж работы от 10 лет)
У 50%(8 педагогов) отмечалось падение общего энергетического потенциала, а именно: Заниженная самооценка, завышенное требование к самому себе, объём педагогической нагрузки, неудовлетворённость заработной платы, непродуманные требования и новации, тревожность и эмоциональные срывы.
Вывод: Чем больше стаж работы педагога, тем больше он подвержен синдрому эмоционального выгорания.
СЛАЙД 10.
Особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится
организация непрерывного, систематического методического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания.
На мой взгляд: Проект позволил обеспечить системность посредством исполнения организационных мероприятий, создать условия для повышения работоспособности и активизации стремления педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья, и тем самым сохранения здоровья воспитанников.
СЛАЙД 11.
Далее была разработана стратегия достижения поставленных целей; изучена необходимую методическую литературу, а именно:
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. - М. : Учитель, 2017. - 646 c.
2. Вараева, Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов.
3. Лизинский, В. М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности.
4. В. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.
5. В. В. Бойко Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" и др.
Создана экспериментальная группа педагогов; Разработан комплекс мер, осуществление которых помогут достигнуть планируемые результаты конкретно по снижению эмоционального выгорания педагогов, повышению уровня самообразования педагогов, повышение квалификации педагогов,
–улучшение микроклимата в коллективе;
–– повышение самооценки и уверенностм в себе.
За последние три года было организовано и проведено немало методических мероприятий. Хотелось бы назвать некоторые из них, которые были направлены на снятие психоэмоционального напряжения педагогов и снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов.
Слайд 19.
Итоговое тестирование.
Методика «Диагностика уровня снижения эмоционального выгорания В. В. Бойко».
1. Повысилась ли эффективность вашей работы?
2. Появилась ли часть инициативы на работе?
3. Возрос ли вы интерес к работе?
4. Вы чувствуете повышение темпа работы?
5. Появилась ли у вас уверенность в своих силах?
6. Понизилось ли у вас чувство тревожности?
7. Вы стали менее критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
8. Вы стали более гибким?
9. Вы чувствуете что успеваете реализовать всё, что запланировали?
10. Вы чувствуете эффективность участия в данном проекте?
Я составила диаграмму, в которой видна динамика снижения уровня эмоционального выгорания до терапии и после терапии. На данный момент нет ни одного педагога с синдромом полного эмоционального выгорания, у одного педагога остались некоторые признаки тревожности; у 2 педагогов сохраняется фаза нервного напряжения; У 3 педагогов повышена степень эмоциональной впечатлительности. У 64,7% педагогов т. е. у 11 педагогов полное отсутствие синдрома эмоционального выгорания.
СЛАЙД 21. Также мы разработали таблицу рейтинга учреждения раннего образования. Необходимо отметить, что данная диаграмма даёт возможность судить о достижении поставленных целей. На ней отчётливо видна динамика развития профессиональных качеств педагогов; соответствие деятельности учреждения потребностям родителей и детей. Мы считаем, что полученные количественные и качественные результаты-это влияние методической деятельности на развитие имиджа и рейтинга учреждения в целом.