Ольга Николаева
Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Основной формой образования при традиционном дошкольном образовании являлось учебное занятие, которое могло было включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, объяснение нового, самостоятельную работу, подведение итогов и др. В условия введения ФГОС формами образования стали игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях ФГОС» размещена в разделах
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Вв последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества.
Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
Если мы говорим о дошкольном образовании как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного учреждения – научить ребёнка хотеть учиться. Готовность к школе – это не только и не столько умение считать, читать, писать. Это, прежде всего, понимание, что школа – это место где ребёнок научиться всему этому, где он приобретёт новых друзей, где он узнает много нового. А для этого ему нужно научиться быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. Обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Это побочные продукты игровой деятельности, адекватной ребёнку дошкольного возраста. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.
Большое значение в Стандарте отводится игре. Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как ФГОС требует уделять самое главное внимания именно игровой деятельности совместно с детьми, а не чрезмерно увлекаться пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, пони окружающих, что делать, и действовать правильно.
Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности игры.
Что же такое детская игра?
При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено. В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации.
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка… Её нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, её с успехом заменяет палочка. Всё это символические действия с предметами-символами. По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре.
Основной структурной единицей развернутой формы игры Д. Б. Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры. В других формах игры роль представлена в неявном виде - как игровая позиция человека. Игровая позиция характеризуется принятием ребенком игровых правил или «как будто», «понарошку». Проявление игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок отделяет игру от неигры. Двуплановым поведением-ролью или игровой позицией и позицией «вне игры»-игрок должен владеть, иначе он «выпадает» из игры.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, по определению ведущего вида деятельности данное А. Н. Леонтьевым, это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития, и это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.
Я работаю по программе «Детский сад — Дом радости». Это программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.
Повседневная жизнь детей в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игра занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности дошкольника : возникает по его потребности. И каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Дети учатся играть в каждый из семи ее видов (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава). Когда воспитанник овладевает игрой на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность – творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости.
Д. Б. Эльконин предлагал различать детские игры по тому, что выделено в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемого в игре. Он отметил, что развитие идет от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми. Вот почему в Технологии закладывается возможность ребенку проиграть в течении каждого дня все семь видов игр. Лишение ребенка хотя бы одного из видов сократит возможность для развития и саморазвития его как индивидуальность. Игра, которую задумал педагог для воспитания ребенка, обязательно устремлена к нравственному уроку. Ибо оторвавшись от урока, она вырождается в пустую забаву, способную на короткий срок занять, но не образовать ребенка. Но игра должна оставаться игрой, ибо, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Между обеими этими крайностями как «берегами реки» мы, воспитатели, должны провести игру ребенка.
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение именно игровой деятельности. Таким образом, игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижением ребенком творческих результатов в ней является особенно важным компонентом в подготовке к школе.