Евгения Малинина
Механизмы, показатели качества дошкольного образования (Мкдо)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема оценки качества дошкольного образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Внимание государства к вопросу качества образования отражено в основных государственных законодательных документах Российской Федерации: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае – дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ (пункт 3 статьи 5). Таким образом, ФГОС дошкольного образования нормативно определяет, конкретизирует обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста. ФГОС ДО включает в себя раздел требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, подразумевающий требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Что в свою очередь перекликается с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. С 2014 года в полном соответствии с требованиями нормативно правовых актов реализуется мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных методик в сфере дошкольного образования с использованием различных как собственных, так и независимых разработок. Ежегодно мы дистанционно и очно участвует вразличного вида мониторингах (Независимая оценка качества предоставляемых услуг, Мониторинг качества образовательных программ дошкольного образования в ДОО и т. д.). Такое разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет объединять данные на федеральном уровне без потери ключевой информации. Многие модели не дают исчерпывающней информации о деятельности ДОУ. Таким образом, актуальность разработки единой системы мониторинга качества образования в ДОО остается очевидной для обеспечения единства понимания требований ФГОС ДО. Качество дошкольного образования, предоставляемого ребенку в ДОО, — результат совместной деятельности педагогов и других специалистов ДОО, руководителей, учредителей, органов управления образованием и других заинтересованных лиц при активном участии семей обучающихся, поэтому в выстраиваемой системе мониторинга должен быть учтен вклад в качество образования различных ответственных организаций и лиц. Качество образования, обеспечиваемое участниками отношений в сфере образования, создает основу эффективности системы дошкольного образования на всех его уровнях. Механизмы сбора, обработки и систематизации данных, реализуемые в рамках системы мониторинга качества дошкольного образования на всех ее уровнях, должны обеспечивать необходимые условия для объективного и надежного качественного и количественного анализа состояния системы дошкольного образования, результаты которого могут быть использованы в дальнейшем для принятия эффективных управленческих решений, совершенствования системы дошкольного образования в целом. Глубокое изучение качества образования в ДОО силами внешних экспертов — затратный и длительный процесс, в то же время поверхностный мониторинг, который сводится к проверке документации ДОО, не предоставляет достаточной для принятия решений информации. Реализуемая система мониторинга должна обеспечивать высокое качество результатов при минимальных затратах временных, материальных и финансовых ресурсов.