Елена Тишкова
Проект «Медиатворчество в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас уже ни у кого не вызывает удивление маленький ребенок, ловко управляющийся с сотовым телефоном, компьютером и другими «гаджетами».
Нынешние дошколята - главные действующие лица интеллектуальных, социально-экономических и производственных процессов XXI века. При этом надо отметить, что опережающее развитие информационной среды породило множество психолого-педагогических проблем, среди которых - проблема "моральной защиты" детей от негативного влияния информационных источников.
Публикация «Проект „Медиатворчество в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
Многие психологи указывают на такие последствия общения ребенка с медиатехникой, как отставание в развитии речи, «внутренняя пустота», требующая постоянного пополнения извне, неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом, то есть «дефицит концентрации», значительное снижение фантазии и творческой активности детей, повышение детской жестокости и агрессивности.
Ряд ученых полагают, что чрезмерное увлечение ребенка младше 10 лет компьютером может повлиять на его физическое и психическое здоровье. Безусловно, взрослые могут попросту ограничить взаимодействие ребенка с медиа техникой, но современный мир ждет «продвинутых пользователей»! Поэтому с самого раннего возраста ребенок активно осваивает медиапространство, которое становится для него обыденным и хорошо знакомым явлением.
Итак, дошкольное медиаобразование как направление дошкольной педагогики в настоящее время слабо изучено. Мы полагаем, что цель дошкольного медиаобразования состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребёнка средствами медиаобразования. Результатом дошкольного медиаобразования, на наш взгляд, выступает медиаграмотность – значимое качество личности ребёнка дошкольного возраста. Медиаграмотность проявляется в умении понимать сюжет, различать выразительные средства медиатекстов (соответствующих данному возрасту, обосновывать своё отношение к выбору и оценке качества потребляемой медийной информации. Обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности также позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
В связи с этим целью нашей работы стало - создание условий для разностороннего развития дошкольников и формирования информационной компетентности через средства медиатворчества.
Для реализации поставленной цели мы решили:
• Прежде всего, создать предметно-развивающую среду для применения средств медиатворчества (медиатека, комплекс игр, игровых заданий и атрибутов к ним, информационные сообщения для родителей, медиаоборудование).
• Во-вторых, способствовать формированию атмосферы значимости медиаграмотности всех участников образовательного процесса. Объединить весь коллектив для повышения эффективности достижения поставленной цели. Только проработка на всех уровнях образовательного пространства позволит достичь успеха.
• Для этого необходимо разработать механизм создания единого образовательного пространства на основе интеграции медиаобразования и содержания основной образовательной программы.
• И всем вместе освоить и реализовать новые формы развития воспитанников через медиатворчество.
Всю систему работы мы раздели на три этапа:
подготовительный, основной и заключительный.
на подготовительном этапе нами были проведены диагностические исследования, которые состояли из двух частей. 1 часть - Опрос воспитанников, который состоял из четырех последовательно задаваемых вопросов. В опросе приняло участие воспитанники подготовительной к школе группы.
Результаты диагностического исследования представлены на слайде Согласно диагностике большая часть воспитанников каждый день смотрят по телевизору все подряд. Всего 17% воспитанников смотрят телевизор совместно со всеми членами семьи, 3% опрошенных смотрят только детские передачи. 40% воспитанников – оказавшись на необитаемом острове заказали бы у волшебника телевизор.
2 часть. Просмотр медиапроизведений. Воспитанникам предлагалось внимательно просмотреть предложенный мультфильм (видео) и определить главного героя произведения, сюжет и выразительные средства. Воспитанники действительно очень внимательно смотрели фильм, однако критический анализ затруднялись провести более 60% детей. Главного героя точно определили -80%, только 30% смогли связно описать сюжет произведения, на выразительные средства (музыка, свет и др.) указали лишь 8 %. Следовательно, чаще всего ребенок, просматривая медиапроизведение, не сосредоточен на получении познавательной информации, он лишь развлекается.
Далее, главным было - заинтересовать педагогов и родителей для осуществление совместной работы по созданию медиатеки, изготовлению атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр, видеосъемки телепередачи.
Затем, важную часть подготовительного этапа занимала осуществление медиаобразовательной деятельности с воспитанниками (написание медиатекстов, сценариев, иллюстрирование, подбор медиаматериала).
Итак, на подготовительном этапе нами разработана модель медиаобразования воспитанников, которая позволяет последовательно реализовывать поставленные задачи.
На основном этапе, следуя модели медиаобразования, и в зависимости от реализуемого медиапродукта, мною с воспитанниками проводились сюжетные игры - «Телестудия»; медиаигры - «Съемка передачи «Наш любимый детский», «Курочка Ряба», «Телевидение. Телепередача «Сто к одному»; выполнялись игровые задания - «Что мы увидели в кадре?»; проводилась непосредственно образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность «Я – медиадошкольник»); отрабатывались концертные номера.
На основном этапе мною был организован процесс создания медиапроизведения – съемка, монтаж, запись, показ медиапродукта, анализ.
На данном этапе для родителей воспитанников специалистами нашего детского сада проводились консультации – рекомендации, в которых представлены игры, игровые упражнения, инсценировки, в процессе выполнения которых активизируется словарь ребенка, развивается связная речь, логическое мышление и умения воспринимать и продолжать начатую мысль; умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств; способствуют созданию условий формирования у детей навыков межличностного общения и т. д. ; на сайте нашего детского сада существует раздел «Информация для родителей», где публикуются все консультации, ссылки на электронные образовательные ресурсы; просмотры медиапроизведений : фильм-сказка «Курочка Ряба»; видеоклип «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов»; мультипликационный фильм, озвученный воспитанниками; телепередача «Голос»; телепередача «Сто к одному», большинство родителей оценили высокую значимость медиаобразования детей.
На заключительном этапе нами был проведен анализ применения модели медиаобразования воспитанников нашего детского сада, повторное диагностическое исследование, которое состояло из тех же четырех последовательно задаваемых вопросов.
Результаты повторного диагностического исследования представлены на слайде.
Согласно повторной диагностике большая часть воспитанников – 60% - редко смотрят телевизор или смотрят только в выходной день.
Большее количество детей стали более избирательными – 40% воспитанников предпочитают смотреть только детские передачи, 33% - смотрят фильмы и мультфильмы, однако 7% воспитанников так и смотрят все подряд. Увеличилось в два раза количество воспитанников, которые оказавшись на необитаемом острове, заказали бы у волшебника телевизор, при повторном исследовании уже 12 опрошенных (46%) выбирали игрушки и книги.
Просмотр и анализ произведения нами были проведены, как и на предварительном этапе, но уже с фильмами более сложного содержания. Исследование показало, что все воспитанники с точностью определяют главного героя, указывают на его характерные особенности, четко замечают поведение и устанавливают его причинно-следственные связи. Выразительные медиасредства затрудняются определить лишь 16% воспитанников. Это воспитанники, которые имеют средний уровень развития в целом, однако обладают низкой познавательной активностью и частой болезненностью, вследствие чего редко посещают детский сад.
Стоит отметить, что в результате проведенных мероприятий наши воспитанники отличаются творческой изобретательностью, смело принимают на себя различные роли, имеют позицию самостоятельного выбора при насыщенной жизни в информационном пространстве (выбор произведений для просмотра; количество времени, потраченное на компьютерные игры; грамотное потребление медиапродукта и т. д.).
Чаще всего мы говорим о вреде компьютерных игр, о безконтрольном просмотре ребенком телепередач или других негативных воздействиях информационных источников. Но мы забываем о том, что созданные человечеством «гаджиты» можно эффективно использовать для полноценного развития подрастающего поколения. Стоит только взять на себя ответственность за образование ребенка в целом.
Проведенная нами система работы была направлена и на привлечение внимания родителей к существующей проблеме. Ведь многие из нас дают «поиграть в телефон» потому, что это очень удобно: малыш молчит, увлеченно нажимая на кнопки. Но как быть потом, когда этот же малыш плачет, кричит с требованием вернуть игрушку (а это же наш телефон?
Предложенный опыт работы дает возможность гармонично «вплетать» медиапедагогику в образовательный процесс дошкольника, не требует финансовых и высоких энергетических затрат, приносит огромную пользу в развитии детей.
Реализуя поставленные задачи, мы пришли к выводу о том, что применение медиаобразовательных игр, игровых заданий, медиатворчества на разных уровнях образовательного пространства имеет ряд преимуществ:
• быстрое формирование навыков усвоения информации;
• развитие речи и других психических процессов;
• профилактика медиазависимости;
• раскрытие творческих способностей дошкольников;
• и самое важное – дает возможность для формирования медиаграмотности, что является первостепенной защитой от негативного воздействия информационного потока.