Елена Донскова
Народные традиции в полоролевом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, то, что унаследовано нами от наших предков.
Что такое полоролевое воспитание? Это означает воспитание не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком. Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни. Хотим вырастить мужественных юношей и очаровательных девочек. Наверное, нет родителей, которые бы всерьез не задумываются над проблемой полоролевого воспитания.
Публикация «Народные традиции в полоролевом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Как этому научить? Все начинается с малого. Пусть юная леди разольет ароматный чай, а юный кавалер подаст ей сумочку в прихожей. Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек -женской мудрости. А ведь в жизни не менее важно положительный пример родителей.
С чего начинается половое воспитание? В буквальном смысле – с пеленок. Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. Самые чуткие, самые близкие малышу люди – родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления и сказочные сюжеты, различные игры, если всегда будут рядом. С рождения, по традиции мать поет малышу колыбельные. Например, сыночку:
«Петушок, петушок золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, громко песни поешь,
Сереже спать не даешь!»
Девочке: «Баю, баю, баеньки
Купим Кате валенки,
Будет Катенька ходить,
Новы валенки носить».
В колыбельных песнях видно полоролевое воспитание. Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Песня учить быть добрым и внимательным, чутким и заботливым. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки, игры неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое отражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. У православных на общественную жизнь села и города больше влияние оказывала церковь.
Чередование труда и отдыха, формы и характер поведения досуга во многом определялись датами религиозного календаря. Народные православные праздники влияли и на полоролевое воспитание дошкольников в семье.
На Рождество родители вместе с детьми изготовляли ангелочков: мама с дочкой вязали их крючком, папа с сыном выпиливал их из фанеры и раскрашивали их.
На старый новый год изготовляли из природного материала елочные игрушки (из шишек, веток, соломы, из яичной скорлупы, желуди).
Мама дочкой из ткани шили мешочки для рождественских сувениров. Вышивали носовые платочки, салфетки. Изготовляли на масленицу куклу Масленицу из ниток или соломы. Для отделки и украшения одежды и сувениров делали из ниток косточки и помпоны.
С детства мать приучала дочь уборке жилья, стирке белья, готовить пищу, стряпать пироги, варить варенье из собранных ягод. Дети с детства приучались ухаживать за домашними животными, работать в огороде (пропалывать грядки, поливать и убирать урожай).
Сын всегда был около отца. Учился мастерить из дерева, прибирать стойка у животных, заготавливать дрова на зиму и т. д. С малых лет мать учила дочь готовить пищу по традиции на каждый православный праздник, и они переходили из поколения в поколение. Ни один праздник не обходился без пряников и пирогов.
Многие считают в наше время, что приготовление пищи- - забота взрослых. Любое детство на кухне, да еще в канун праздника, кажется ребенку чудом, участие в котором для него обязательно. Детям достаточно слепить из теста несколько фигурок или свой пирожок, и это будет для них настоящей радостью. «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывает» - примечает народ. На Благовещенье пекли булочки, на подобии птички «Жаворонка».
На Пасху православные пекли куличи, кулебяки и красили яйца. В этом участвовала вся семья.
В летние праздники, когда много поспевает ягод, пекли пироги с ягодами.
На осенние праздники делали заготовки на зиму: солили в бочках огурцы, квасили капусту, сушили фрукты, овощи в печи: морковь, сверлу, репу. А зимой заваривали их кипятком – это и был чай.
Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой. Непременным атрибутом зимнего праздника у православных – разнообразные игры, хороводы, катание на санках, игры со снежками. Где папа учит сына меткости и ловкости. Лепим снеговиков. Устраивали пасхальные игры. Крашенными яйцами обычно играли в «биточки» - ударяли острыми концами и глядели чье яйцо уцелело.
Катание яиц с горки. Чтоб они столкнулись. Чье уцелеет - тот и победил. Летние праздники основаны на народных обычаях и традициях. Это традиционные хороводы, веселые, озорные игры и соревнования, предназначенные для участников разных возрастов. Где сын видел ловкость отца. Игры: «Бег в мешках», «Петухи», «Бой на бревнах», «Горелки», «Перетяни канат» и т. д.
К сожалению, в детских садах пока преобладает «бесполовое воспитание». Хотя это оправдано. Все должны уметь считать, читать, писать. Всем в жизни нужна смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. В своей работе в полоролевом воспитании детей в детском саду мы проводим работу с родителями.
1. Проводим родительское собрание на тему: «Ваши семейные традиции», «Семья и родной дом».
2. Занятия на тему: «Вместе с папой мы друзья», «Я помощница у мамы», «Знакомство с традициями и бытом народов Поволжья».
3. Выставки рисунков к 23 февраля на тему: «Мужские профессии», к 8 марта: «Мамы разные нужны».
4. Спортивные развлечения к 23 февраля: «Папы смелые, умелые».
5. Праздничный концерт к 8 марта «Семью семь».
6. Летнее развлечение «День рождение города».
7. Осенние развлечения: «Осень в гости просим», «Наш труд» и «Что такое сельский труд»:
«Ребятам знать не худо,
Откуда уголь достают,
И мебель и посуду!»
Большое внимание уделяем в своей работе и народным традициям. Отмечаем Масленицу – проводы зимы, татарский праздник «Сабантуй» т. д. Учим и конечно приобщаем детей к современным праздникам, где дети активно участвуют: «День матери» - 30 ноября, Новый год, «День космонавтики» - 12 апреля, «День победы» - 9 мая, «День защиты детей» - 1июня, «День города» - 30 августа.
Хочется сделать вывод, что народные традиции в полоролевом воспитании дошкольников в основном приобретается в семье, родителями. И повзрослевшие дети по образу своей дружной семьи будут продолжать народные традиции в полоролевом воспитании детей.
Есть такая поговорка:
«Дома стены помогают
И Анюта и Егорка
Поговорку эту знают.
Здесь родные непременно
Приголубят, пожалеют
Потому что дома стены,
Помогают, лечат, греют!»
Список литературы:
1. Нефёдов В. И., Щербань Ю. Ю. «Искусство воспитания в семье». – Минск, 1971.
2. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». –М., 1993.
3. Захаров А. И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» - М., «Просвещение», 1993.