Светлана Шунина
Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников
Несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования разных стран мира объединяют общие проблемы. Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей. Большинство зарубежных программ делают акцент на интегрированный характер образовательного процесса, т. е. отказ от проведения занятий по отдельным дисциплинам, и гибкость форм и методов работы воспитателя [Сорокова, М. Г. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1, стр. 108-111].
Публикация «Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и физического воспитания. Интеграция познавательной и двигательной активности в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Как указывает G.J. Craig, у дошкольников сложно провести границу между физическими, моторными и перцептивным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. Хотя еще П. Ф. Лестгафт рассматривал двигательную деятельность как фактор всестороннего развития личности, у многих педагогов и родителей имеет место одностороннее представление о физическом воспитании как узконаправленном процессе телесного развития детей. Между тем в физкультурной деятельности проявляется единство человека как биологического, социального и культурного сообщества. Сочетая духовное и физическое, физическая культура обладает большими возможностями для формирования целостной личности [Выдрин, В. М., Курмашин, Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегрированной сущности физической культуры – магистральный путь формирования ее территории // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 5].
Интегрированные занятия в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на сочетании разных видов деятельности (двигательной, познавательной, игровой и т. п.). Необходимым педагогическим условием реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в ДОУ является обеспечение целостности педагогического процесса а основе согласования содержания разных разделов образовательной программы и совместного планирования образовательного процесса воспитателем и инструктором по физической культуре.
В процессе педагогического эксперимента была доказана эффективность применения интегрированных НОД по физической культуре в образовательном процессе ДОУ. Используемые НОД предусматривают интеграцию таких разделов образовательной программы, как физическое воспитание, развитие речи, приобщение к художественной литературе, окружающий мир. При разработке содержания занятия учитывались возрастные характерные особенности детей.