Рауза Тахташева
Использование сказкотерапии в развитии и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. В детстве прививается любовь к родному слову, слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи. Сказка побуждает детей произносить звукоподражание («му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»).
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Публикация «Использование сказкотерапии в развитии и воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В своей работе мы используем интерактивные электронные дидактические игры, презентации по сказкам, просмотр видео – дисков «Русские народные сказки», устраиваем кукольные представления – персонажами этих спектаклей становятся перчаточные, пальчиковые, настольные и другие куклы, игры – драматизации по сказкам.
Для того чтобы ребенок хорошо умел говорить, а в дальнейшем научился читать он должен иметь хорошо развитое внимание, память, мышление.
В практике мы применяем разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психологических процессов у дошкольников, такие как: «Найди лишний», «Чьи следы», «Чем отличается?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность» и другие.
Когда слуховое внимание сформировалось, приступаем к развитию фонематического слуха, т. е. умения различать на слух все звуки речи. Учим детей определять первый и последний звук в слове, когда ребенок научился безошибочно различать речевые звуки, начинаем знакомство с буквами. Разнообразия дидактических игр при знакомстве со сказкой, использование интерактивных игр, способствует развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.
Знакомство детей со сказкой проходит пять этапов:
I этап – «Слушаем сказку».
II этап – «Рассказываем сказку».
III этап – «Показываем сказку».
IV этап - «Читаем сказку».
V этап – «Рисуем сказку».
Первый этап «Слушаем сказку» предусматривает знакомство детей с новой русской народной сказкой. На этом этапе читаем или показываем сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей. Говорим с детьми о том, что в ней происходит, уточняем, что они видели на картинках. В этот этап обязательно входят загадки, заканчивается этот этап игрой, во время которой дети употребляют новые слова, связанные с сюжетом сказки.
Второй этап «Рассказываем сказку» начинается с коллективного пересказа сказки : дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует её. Когда пересказ закончен, дети переходят к интерактивным дидактическим играм, которые способствуют развитию внимания, памяти и мышления, а также проводятся подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольника.
Третий этап «Показываем сказку» включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределения ролей между детьми и выбор декораций. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки. Взрослый режиссирует спектакль и читает текст от автора. Дети после показа сказки выполняют игровые упражнения, пантомимы, психогимнастику или артикуляционную гимнастику, играют в развивающие игры.
Четвертый этап «Читаем сказку» детей готовят к обучению чтения. Дошкольники знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки дети выставляют карточки с напечатанными буквами имен этих героев, после прописывают эти буквы.
Завершается занятие загадками «волшебного барабанчика». В этой игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда дети овладели этими навыками, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогические загадки друг другу.
Пятый этап «Рисуем сказку». На нем перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владение карандашом. Малыши помогают сказочным героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы, конструирование счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы, знаний о мире и о себе позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.