Пчелинцева Анастасия
Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом число детей с ТНР возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у таких детей недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни дошкольники склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют грубость, непослушание, двигательное беспокойство, которое усиливается при утомлении. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Кроме того, у многих дошкольников с ТНР моторика отличается общей неловкостью, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Публикация «Манкотерапия, как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для достижения у дошкольников с ТНР данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи.
Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». И я не могу с ним не согласиться. Поэтому, я активно использую в своей работе с детьми аналог песка – Манную крупу. Манная крупа имеет ряд преимуществ перед песком: она дешевая, она доступная, ее с лёгкостью можно окрасить в различные цвета, за счет чего детям она нравится больше. Она абсолютно безвредна, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.
Целью манкотерапиии является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач.
Задачи:
1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Автоматизировать нарушенные звуки;
4. Развивать диафрагмальное дыхание;
5. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
6. Развивать фонематический слух и восприятие;
7. Изучать буквы, обучать грамоте.
8. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
9. Формировать лексико-грамматические категории языка;
10. Развивать связную речь.
В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос. Для организации игр имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек на различные лексические темы:
• животные (домашние, дикие);
• птицы (дикие, домашние);
• обитатели водного мира ;
• мебель;
• посуда и продукты питания;
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
Так же используются пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, заламинированные картинки.
Для усиления воздействия манкотерапии в процессе игр и упражнений можно использовать музыкальное произведение, например: релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Разделим игры с манкой на несколько блоков :
1. Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем крупы. Сдувая - ребенок открывает изображение;
- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку ;
- «Помоги зайцу»- в крупе делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
- «Дорога к другу»- расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
- «Секрет»- неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием крупы обнаружить спрятанное;
2. Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на крупу, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в крупу, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
3. Артикуляционные упражнения.
-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по крупе» .
- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще крупы.
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по крупе в том же направлении.
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по крупе.
- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по крупе.
4. Автоматизация звуков.
- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по рассыпанной на поднос крупе. Вариант этого упражнения – рисовать букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку.
- «Горочка»- набрать в руку крупы и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в крупе игрушек игрушку со звуком С и, набрав крупы и произнося этот звук, засыпать ее.
- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по крупе ладошками.
- «Совпадение» - логопед закапывает игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает крупу. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
5. Развитие фонематического слуха.
- «Спрячь ручки» - прятать руки в крупу, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на крупе, проговаривая слоговые дорожки.
- «Водолаз» - со дна контейнера с крупой, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
- «Два моря» - контейнер с крупой делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
- «Два города» - под толстым слоем спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
6. Формирование слоговой структуры слова.
-«Полоски»- ребенок чертит на крупе заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
-«Исправь ошибку»- логопед чертит на крупе ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на крупе заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует столько кругов, (квадратов, треугольников и т. д., сколько слогов в слове.
7. Совершенствование грамматического строя речи.
-«Лодочка» - в этом игровом упражнении можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в крупе различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
8. Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
9. Обучение грамоте.
- «Напиши на крупе» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
- «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на манке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
10. Связная речь.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на крупе мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
- Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.
Использование манкотерапии как вида современной арт-педагогики в логопедической работе с дошкольниками является уникальным средством развития ребёнка. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».