Марина Крайчикова
Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых нарушений через игры с песком
Марина Крайчикова
Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений
Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам и воспитателям
Публикация «Практикум для воспитателей „Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократное повторение одного и того же материала утомляют как ребенка, так и взрослого. А от повторений никуда не деться – нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-,смехо-, игро-воско-, и др.)Но мне хочется остановиться на том, который на мой взгляд являются наиболее целесообразными и эффективными в автоматизации звукопроизношения: Это песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Хочу поделиться с Вами о методике песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
С литературой по песочной терапии я знакома с 2013 года. Работая с психологом в одном кабинете, решила попробовать на своей практике ее, что дало невероятно высокие результаты и заинтересованность у детей
На занятиях песочной терапии можно автоматизировать звуки
-Проводим по песку пальцем и проговариваем: р-р-р или любой другой звук. Набрав в руку песок, произносит звук С, насыпая горку.
Находя в песке игрушки от киндер-сюрприза, ребенок называет с какого звука начинаются, четко проговаривая его
«Сильный мотор» - проводя глубокую дорожку по песку указательным пальцем и произнося «р-р-р»
«Слабый мотор» - проводя мизинцем слабую дорожку и произнося «рь-рь»
Дифференцировать звуки
-Проводя пальцем волнообразную линию или выкладывая цветные камушки, произносим ша-жа
Корректировать нарушения слоговой структуры
-Ребенок вертикальными полосками на песке делит заданное слово на слоги
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Отрабатывать чистоговорки
-Выкладывая камушки в ряд, в определенной цветовой гамме, определяющей звук, проговаривать - са-са-са, у Сони красивая коса
Отрабатывать артикуляционную гимнастику
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Ладонью хлопаем по песку, губами шлепаем одновременно по высунутому языку и произносим п-п-п- или пя-пя-пя
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
Развивать фонематический слух
-Ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке или выложить из камушек или ракушек
-Ребенок в песке находит буквы и складывает из них слово
Совершенствовать пространственную ориентировку
-Ребенку предлагается найти в правом верхнем углу игрушку, правильно назвать ее, проговаривая звук и назвать местоположение звука.
Связной речи
-Находя в песке игрушки, ребенок должен с ними составить небольшой рассказ
Цветовую гамму (используя цветной песок)
-Красным песком в левом нижнем углу нужно написать букву «А»
Развивать лексико-грамматический строй речи
- «ЧЕГО НЕ СТАЛО» -
Для закрепления существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
-«Скажи какой?»
Ребенок находит в песке игрушки и описывает их прилагательными.
(лимон - желтый, кислый; тарелка - круглая, пластмассовая)
Отрабатывать видовую классификацию предметов
- Нужно найти в песке игрушки и сказать, как их можно назвать одним словом.
Песочная терапия развивает тактильную чувствительность, как основу «ручного интеллекта», совершенствует внимание, память, диафрагмальное дыхание, мышление, моторику и речь, что для нас является очень важным в работе.
Заключение
Опыт моей работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
1. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
2. Ребенок чувствует себя более успешным.
3. На занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочная терапия дает положительное эмоциональное состояние детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.