Наталья Точенова
«Мама и малыш». Программа по обучению плаванию детей от 2-х недель до 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
У любого малыша присутствует способность плавать, обусловленная внутриутробным развитием в жидкой среде. На этом и основано обучение грудных детей плаванию. До трех месяцев у ребенка сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду. Если приступить к водным занятиям с малышом до достижения им трехмесячного возраста, то он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять.
Публикация «„Мама и малыш“, Программа по обучению плаванию детей от 2-х недель до 3-х лет» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Лучше всего начинать учить малыша плавать на десятый-четырнадцатый день после рождения. К этому времени у младенца уже заживет пупочная ранка и вы сможете купать его дома в большой ванне. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша и он приобретает определенные навыки, можно переходить в бассейн.
Прежде чем в первый раз окунуть малыша в воду, рекомендуется освоить несколько массажных движений, а также простейших гимнастических упражнений, которые следует проводить с ребенком перед купанием (в соответствии с возрастными особенностями ребёнка).
Принципы тренировок
Принцип непрерывности: одним из главных принципов обучения грудничков плаванию является принцип непрерывности занятий, то есть занятия должны проводиться регулярно, в противном случае (особенно после больших перерывов) придется практически все начинать сначала.
Принцип спортивного режима: еще один немаловажный фактор успеха занятий с малышом — по возможности максимально строгое соблюдение принципа спортивного режима.
Принцип общения: третий принцип в занятиях с ребенком прост — больше внимания общению. Удивительно, насколько быстро ребенок начнет усваивать подаваемые сигналы, такие, как, например, «плывем», «ныряем», и другие. Чем больше подобных команд осваивает ребенок с самого раннего детства, тем быстрее налаживаются взаимопонимания, тем продуктивнее будут последующие занятия в воде.
Принцип игры: игра — залог контакта с ребенком, залог его хорошего настроения, самый лучший стимул для активного движения малыша в воде.
Этапы тренировок
Процесс обучения грудничка плаванию состоит из нескольких этапов. Деление на этапы достаточно условно и подходит практически для всех без исключения, но, если родители имеют необходимый опыт и уверенность в себе, время прохождения всех нижеописанных этапов может быть сокращено почти вдвое.
1-й этап. Привыкаем к воде
Продолжительность первого этапа 3-4 недели. На этом этапе ребенок привыкает к нахождению в воде, а родители осваивают, как удобнее и лучше поддерживать ребенка в воде, обучаются манипулировать его телом, осваивают первые команды и игры. Именно за время первого этапа тренировок температура воды, в которой находится ребенок, постепенно снижается до той, которая позволяет стимулировать его двигательную деятельность, то есть до 33-34 градусов. Цели и задачи первого этапа: 1) приучить ребенка к воде и выработать у него положительное отношение к водным процедурам; 2) избавиться от собственных комплексов и страхов, связанных с пребыванием ребенка в воде; 3) освоить основные поддержки ребенка в воде, научиться без труда работать с малышом в воде; 4) найти оптимальный для ребенка режим проведения водных занятий, с тем чтобы закрепить у малыша привычку «купаться» в одно и то же время; 5) освоить язык жестов малыша, чтобы правильно реагировать на проявление им тех или иных эмоций; 6) освоить основные упражнения, необходимые для обучения ребенка плаванию, такие, как плавание на животе восьмерками и плавание на спине.
2-й этап. Учимся нырять
Продолжительность второго этапа 4-6 недель. К концу этого этапа температура воды достигает 32-33 градусов. На этом этапе отрабатывается задержка дыхания при попадании воды на голову и лицо и продолжаются интенсивные занятия по обучению плаванию при различных поддержках. Главная задача родителей на этом этапе — научить ребенка вовремя задерживать дыхание, что подготовит его к нырянию. Для тех родителей, кого смущает сама идея погружения ребенка в воду с головой, замечу, что ныряние является основой обучения ребенка плаванию. А это значит, что следует уделить особое внимание второму этапу. Ведь уверенность в правильности выполнения ребенком упражнений по задержке дыхания поможет быстро преодолеть собственные страхи и освоить различные варианты погружений с поддержками, включающие в себя кратковременные нырки и плавание на спине в поддерживающей шапочке, с тем чтобы малыш приучался самостоятельно регулировать положение своего тела (особенно головы) на воде. Постепенно время нырка (погружения ребенка в воду с головой) увеличивается, а степень помощи родительских рук при плавании на спине сводится к минимуму. Продолжительность этого этапа строго индивидуальна — он может растянуться до полутора, а то и двух месяцев. Главная цель обучения — подготовить ребенка к самостоятельному нырянию без поддержек. Цели и задачи второго этапа 1. Закрепить уже достигнутые успехи и увеличит нагрузку до оптимальной. 2. Преодолеть собственные страхи перед погружением вашего малыша в воду с головой. 3. Научиться правильно дышать в воде и нырять. 4. Постепенно увеличивать продолжительность пребывания ребенка под водой.
3-й этап. Учимся самостоятельности
Цель третьего этапа — первые опыты самостоятельного плавания без поддержки родителей. Навыки плавательных движений вполне достаточны. Ребенок уже ныряет без поддержки и учится самостоятельно плавать, как на спине, так и на животе. 1. Освоить активные плавательные движения руками и ногами в воде. 2. Освоить затяжные нырки без поддержки родителей. 3. Научиться держаться на воде без поддержки родителей.
В грудничковом возрасте опорно-двигательный аппарат ребенка еще находится в стадии формирования. Позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не выражены и в лежачем положении выпрямляются. В ввиду такой податливости он легко подвергается искривлению, которые могут потом образовать устойчивую деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат, особенно на позвоночник, укрепляются мышцу всего тела (прежде всего спины, а это, в свою очередь, помогает формированию правильных изгибов позвоночника и здоровой осанки на всю жизнь. Поэтому грудничковое плавание является эффективным средством укрепления скелета и активно используется как коррегирующее (исправляющее) средство.
Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку это дает хороший закаливающий эффект. Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство. Водная среда становится для него своей. Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче, ярче и разнообразнее.