Наталья Киселева
Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду
Пояснительная записка
Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей : ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Публикация «Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду» размещена в разделах
Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т. И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду».
В нашем детском саду, на занятиях плаванием, физкультурно - оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, главная задача в ДОУ – обеспечение полноценного физического развития детей.
Новизна программы : Апробируя программу на первоначальном этапе реализации, мы выявили, что дети быстрее адаптируются к водной среде, когда обучение начинается с погружения под воду (доставание предметов со дна, а не с дыхательных упражнений как предложено в программе у Осокиной Т. И.
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.
Актуальность
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.
Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы,а затем всех систем организма.
Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию.
Целью программы является : укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
Оздоровительные задачи:
1. Укрепить здоровье ребенка.
2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.
3. Формировать правильную осанку.
4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
1. Формировать двигательные умения и навыки.
2. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать двигательную культуру.
2. Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
3. Воспитывать заботу о своем здоровье.
Данная программа входит в варьеативную часть, формируемую образовательным учреждением. Она предусмотрена для воспитанников средних, старших и подготовительных групп. Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 32 занятия в год, (1 раз в неделю). Для старшего возраста 64 занятия в год (2 раза в неделю) и 64 занятия в год (2 раза в неделю) для подготовительной группы.
Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей группе 20-25 минут, в подготовительной группе 25-30 минут.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 3 года.
Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию.
Форма проведения занятий.
Наилучшей формой занятий является подгрупповая.
Для занятий в бассейне, детей разделяют на две подгруппы, численностью по 7-10 человек, (количество детей в подгруппе зависит от «зеркала» воды, т. е от размера самой ванны бассейна). Комплектуя их, следует уделять внимание : на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
1. Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.
2. Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.
3. Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.
4. Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.
5. Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.
Возрастные особенности:
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо.
Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.
Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Содержание программы.
Первый год обучения-Средняя группа
Второй год обучения-Старшая группа.
Третий год обучения-Подготовительная группа.
Учебно-тематическое планирование
Средние группы
№ п/п
Тема
Всего занятий
1 Знакомство, вводная беседа. 1
2 Ознакомление со свойствами воды. 3
3 Упражнения обучающие дыханию. 4
4 Упражнения обучающие погружению и всплытию. 4
5 Упражнения обучающие скольжению. 5
6 Разучивание движения ног. 4
7 Имитация движения ног. 3
8 Всплывание и лежание на спине. 4
9 Закрепление приобретенных навыков. 3
Итого: 32
Учебно-тематическое планирование
Старшие группы
№ п/п
Тема Всего занятий
1 Знакомство, вводная беседа 2
2 Ознакомление со свойствами воды 6
3 Упражнения обучающие дыханию 4
4 Разучивание движения ног 4
5 Упражнения обучающие погружению и всплытию 8
6 Имитация движения ног, открывание глаз в воде 4
7 Имитация правильного поворота головы 4
8 Разучивание элемента «поплавок» 2
9 Всплывание и лежание на спине 4
10 Упражнения обучающие скольжению с доской, без доски, скольжение на спине, на груди и спине с работой ног. 10
11 Имитация движения рук 4
12 Упражнения на овладение общей координацией 8
13 Плавание на груди и спине с доской и без нее 2
14 Игры и эстафеты. 2
Итого: 64
Учебно-тематическое планирование
Подготовительная группа
№ п/п
Тема
Всего занятий
1 Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди 4
2 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди 8
3 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине 8
4 Разучивание и совершенствование способа «брасс» 8
5 Разучивание и совершенствование способа «дельфин» 8
6 Комбинированное плавание всеми способами 12
7 Повороты 8
8 «Водное поло» 4
9 Эстафеты 4
Итого: 64
Методическое обеспечение и оборудование:
1. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
2. Воронова Е. К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
3. Пищикова Н. Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
4. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание : -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий :
• Длинный шест (2.5 метра) для поддержания и страховки детей;
• Спасательные круги;
• Плавательные доски;
• Нарукавники; и т. д.
Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий;
• Надувные игрушки;
• Резиновые и пластмассовые игрушки;
• Мелкие тонущие игрушки;
• Мячи разного размера;
• Лейки и ведерки.
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.