Силич Светлана
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Святки-колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия на тему: «Речь. Предложение». Цель: Познакомить с понятием «речь» и функциями речи; дать понятие о предложении как единице речевого высказывания. Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: дать представление о способах общения и передачи информации; показать важность владения речью; формировать навыки различения речевых и неречевых звуков; познакомить с понятием «предложение»; учить составлять и анализировать предложения из двух-трёх слов; закрепить умение определять количество слов в предложении, составлять схемы предложения; активизировать словарный запас по теме «Дикие и домашние животные»; закрепить умение определять в предложении слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; Коррекционно-развивающие задачи: развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным выводам; развивать подвижность и переключаемость органов речи через проговаривание скороговорок; - развивать слуховое внимание на основе анализа предложения на слова; Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать потребность в общении; воспитывать навыки правильного речевого поведения. Оборудование: Картинки, изображающие средства связи; картинки: Незнайка, собака, лошадь, корова, медведь, волк, лиса; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами. Ход занятия. 1. Организационный момент. - Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение: У нас гость унёс трость. Краб крабу сделал грабли.
На прилавке булавки, на полке - иголки. Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят. 2. Беседа «Как мы общаемся». Беседа сопровождается показом картинок. - Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом? (Разговаривая, мы общаемся друг с другом.) - А если человека нет рядом, что мы делаем? (Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.) - Что можно отнести к средствам связи? - Что можно отправить по почте? - Как раньше доставляли почту? (Раньше почту доставляли на лошадях.) - Как работал телеграф? (Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.) - Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение? (В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро.) - Что для этого используют люди? (Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер.) - А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки? (И сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.) - Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки? (Ответы детей.) 3. Сообщение новой темы. Что такое речь? - Разговаривая, мы общаемся друг с другом, т. е. пользуемся речью. - Вспомните и скажите, когда вы сегодня уже слышали речь? С кем вы разговаривали сами? А теперь давайте посмотрим, для чего используют речь люди.
(Рассматриваются ситуации: дети узнают что-то новое, договариваются о совместной работе, утешают). Вывод: Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире. - А теперь попробуйте представить себе такую картинку: в одно прекрасное, а скорее ужасное, утро все люди потеряли дар речи. Представьте себя в это утро. Чего бы вы не смогли объяснить маме? Что бы вы не смогли сказать учителю? Чего вы не смогли бы понять сами? - Хорошо, что такого не может быть! И вы, и все люди вокруг умеют разговаривать! А это значит, что вы всегда поймете друг друга. А всегда ли? - Послушайте, как рассказал мальчик содержание фильма своей младшей сестренке. Чтение стихотворения А. Барто «Сильное кино». Они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Но тут как раз Ее он спас, Он был с ней заодно. Ух, сильное кино! - Знаете, что ответила сестра после такого рассказа? Нет, видно, я еще мала, Я ничего не поняла. - Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?
Вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать. Пословицы: «Хорошую речь приятно слушать». «Хорошая речь слаще мёда». 4. Предложение. - Итак, для общения и передачи информации мы используем слова. Слова - строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, можно – безобразный шаткий сарай. Правда, это будут словесные здания. Все слова – разные по звучанию и по значению. - Из слов можно составить предложение и заставить слова подчиняться друг другу. - Как вы думаете, а животные умеют разговаривать? Да умеют, но по-своему. - Как подает голос волк? (Волк воет.) - Это предложение. Оно, как дом из кирпичиков, состоит из слов. - Сколько слов я взяла для обозначения этого предложения? (Два). - Из скольких слов может состоять предложение? - Поставьте вопросы к словам. (Кто? Волк. Что делает? Воет.) - Что обозначают слова? (Предмет и действие предмета.) - Волк, лес, жить. Это предложение? (Нет. Слова не связаны между собой.) - Подружите слова между собой, чтобы получилось предложение. (Волк живёт в лесу.) Итак, предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. - Предложение может быть коротким и длинным. В длинном предложении слов больше, чем в коротком. - Волк воет на луну. А сколько в этом предложении слов? Сколько предложений вы услышали? (Одно). - Составьте схему этого предложения. (Слова-предметы обозначим одной чертой, слова-действия – двумя.)
- Как подаёт голос лиса? - Лиса тявкает. - В лесу тявкает лиса. Составьте схему предложения. - Как подает голос медведь? – Медведь ревёт. - Сколько предложений вы услышали? - В лесу ревет медведь. Он хочет мёду. – Сколько предложений вы услышали сейчас? (Два). Сколько слов в первом предложении? Во втором? Вывод: Встали все слова по смыслу, строго, без движения. Мысль закончена и точка – это предложение! - Предложение начинается с заглавной буквы, заканчивается на письме точкой. - Несколько последовательных предложений составляют речевое высказывание. 5. Физкультминутка. - Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба». Просьба: подними руки вверх. Руки вниз. Просьба: руки в стороны. Руки вперед. Присядь. Просьба: встань. Попрыгай на одной ноге. Просьба: покружись. Просьба: похлопай в ладоши. Опусти руки. Просьба: топни правой ногой. А теперь левой. Сделай наклон головы вправо и влево.
Просьба: присядь. Поставь руки на пояс и попрыгай. Остановись. Просьба: руки на плечи. 6. Составление предложений по картинкам (предмет + действие). Детям раздаются картинки с изображением диких и домашних животных. Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет. Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы, дети отвечают. Слова: собака - стоит, лает, бегает, лошадь – ржёт, скачет, корова - мычит, жуёт. медведь - ходит, бродит, рычит, зимой спит. волк - воет, охотится, нападает. лиса - кур крадет, за зайцами охотится, тявкает. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети поднимают карточку с одной или двумя полосками. 7. Предложение из трёх слов. - Прочитайте предложения. Почему мы можем назвать это предложением? (Слова согласованы между собой.) - Сколько слов в каждом предложении? - Найдите в предложениях слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. - Какими линиями мы подчёркиваем эти слова? - Составьте схемы предложений.
8. Итог занятия. - Для чего нужна человеку речь? - Из чего состоит предложение?