Латыпова Диля Даниловна
Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Изучить и опытно – экспериментальным путём проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу об использовании малых фольклорных форм в развитии речи раннего возраста.
2. Составить перспективное планирование по использованию малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.
Публикация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет» размещена в разделах
3. Составить план работы с родителями по использованию малых фольклорных форм в воспитании детей.
4. Создать речевую среду в группе с использованием малых фольклорных форм.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников,необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.
К малым формам фольклора относятся : Пестушки, потешки, прибаутки, проговорки, колыбельные песни, загадки, сказки. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнаёт близких, поэтому я забавляла его песенками и короткими стишками- пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки- стишки и стихи. К первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее черёд прибауток- песенок и стихов,интересных,прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки – ребятушки и. т. д. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей,они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк,музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с потешками, прибаутками, пестушками, песенками, сказками.
В ходе работы над темой самообразования мною была созданы папки-передвижки: «Наши сказки»,«Растём с потешкой»,Пальчиковая гимнастика по потешкам, стихотворениям и сказкам», «Бавушки- забавушки-русские народные пальчиковые игры для малышей». Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей раннего дошкольного возраста.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребёнком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку- воспитателю.
Вместе с потешками мы расчёсываемся, одеваемся на прогулку,кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки- так веселее!
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. «Сорока- ворона», «Мальчик с пальчик», «Гуси- гуси», «Ути-ути», «Идёт коза рогатая»и. т. д. Дети,которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют. С помощью потешек дети легче запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры- во время кормления куклы или укладывания её спать.
Знакомство со сказками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в сказке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные песни в аудиозаписи. Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Русские народные, хороводные игры привлекли моё внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребёнка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, и интересом играют в подвижные игры. «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Большие ноги», «Зайка беленький сидит»,«Каравай»и. т. д.
В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребёнка к письму.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей. «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет», «Пальчиковые игры для малышей 2-3 лет».
Составила картотеку по русским народным играм: «У медведя во бору», «Гуси- гуси», «Каравай». и. т. д. Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
Я старалась подобрать соответствующие настольно – печатные игры, книги наглядный материал, которые помогли бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В результате общения с фольклорными произведениями ребё нку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, грусть, нежность.
Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательные и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Многие старинные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.
Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что в свою очередь воспитывает и патриотические чувстваначинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.