Приложение МААМ

Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет

Латыпова Диля Даниловна
Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Изучить и опытно – экспериментальным путём проверить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

Задачи:

1. Подобрать и изучить литературу об использовании малых фольклорных форм в развитии речи раннего возраста.

2. Составить перспективное планирование по использованию малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.

Публикация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет» размещена в разделах

3. Составить план работы с родителями по использованию малых фольклорных форм в воспитании детей.

4. Создать речевую среду в группе с использованием малых фольклорных форм.

С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников,необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.

К малым формам фольклора относятся : Пестушки, потешки, прибаутки, проговорки, колыбельные песни, загадки, сказки. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнаёт близких, поэтому я забавляла его песенками и короткими стишками- пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки- стишки и стихи. К первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее черёд прибауток- песенок и стихов,интересных,прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки – ребятушки и. т. д. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей,они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк,музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с потешками, прибаутками, пестушками, песенками, сказками.

В ходе работы над темой самообразования мною была созданы папки-передвижки: «Наши сказки»,«Растём с потешкой»,Пальчиковая гимнастика по потешкам, стихотворениям и сказкам», «Бавушки- забавушки-русские народные пальчиковые игры для малышей». Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей раннего дошкольного возраста.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребёнком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку- воспитателю.

Вместе с потешками мы расчёсываемся, одеваемся на прогулку,кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки- так веселее!

Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. «Сорока- ворона», «Мальчик с пальчик», «Гуси- гуси», «Ути-ути», «Идёт коза рогатая»и. т. д. Дети,которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют. С помощью потешек дети легче запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры- во время кормления куклы или укладывания её спать.

Знакомство со сказками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в сказке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные песни в аудиозаписи. Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Русские народные, хороводные игры привлекли моё внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребёнка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, и интересом играют в подвижные игры. «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Большие ноги», «Зайка беленький сидит»,«Каравай»и. т. д.

В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребёнка к письму.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей. «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет», «Пальчиковые игры для малышей 2-3 лет».

Составила картотеку по русским народным играм: «У медведя во бору», «Гуси- гуси», «Каравай». и. т. д. Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Я старалась подобрать соответствующие настольно – печатные игры, книги наглядный материал, которые помогли бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В результате общения с фольклорными произведениями ребё нку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, грусть, нежность.

Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательные и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Многие старинные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.

Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что в свою очередь воспитывает и патриотические чувстваначинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста Что же такое японские кроссворды? Японский кроссворд — головоломка, в которой в отличие от обычных кроссвордов зашифрованы не слова, а.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет
Опубликовано: 22 мая 2023 в 21:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Латыпова Диля Даниловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД