ольга азаренко
Развлечение в старшей и подготовительной группах «Город светофорных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Город светофорных наук
«Лучшее дошкольное образовательное учреждение по организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма»
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска
«Детский сад №46 комбинированного вида «Зоренька»
Дата создания организации – 13.01.1970г; 05.12.2014 года.
Лицензия № 7729 от 17.09.2012г
В ДОУ функционирует 24 группы.
Количество воспитанников: 719 детей.
МКДОУ № 46 осуществляет образовательную деятельность по Программам:
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Светофор
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с № 46, составленная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений по ОО «Физическое развитие».
• Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений по ОО «Познавательное развитие» - «ПДД».
• Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений по ОО «Социально-коммуникативное развитие» - «Страна, которую люблю».
В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Мероприятиями были охвачены дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Основной целью проведения мероприятий по безопасности является формирование навыков безопасного поведения на дорогах, адаптации детей к транспортной среде.
В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.
Данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год. В ДОУ реализуется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.
Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных структур. Так же в ДОУ организован кружок «Дорожная азбука». Для работы кружка разработана парциальная программа «Дорожная азбука» в соответствии с ФГОС ДО и ООП учреждения, утвержденная на заседании педагогического совета. (Протокол № от31 августа 2017 г).
Руководитель кружка воспитатель высшей категории Азаренко О. С. грамотно и своевременно ведет необходимую документацию, фиксирует посещаемость детей, результаты усвоения детьми задач кружка, вносит необходимые коррективы в планы работы кружка, прошла курсы повышения квалификации: «Методика формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста». (с 09.04.2021г. по 11.05.2021г).
Программа кружка разработана в соответствии с результатами бесед с детьми и опроса родителей (законных представителей) по выявлению их желаний и интересов.
Мероприятия, практические занятия в центре безопасности движения:
Развлечения в старшей и подготовительной группе : «Город светофорных наук». Предварительное практическое занятие “В страну дорожных знаков вместе с мини-роботом «Умная пчела», «Лучший пешеход». Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».
Познавательные беседы «Улица полна неожиданностей».
Развлечения в средней группе : «Путешествие в страну Светофорию», «Мой весёлый светофор», «Путешествие в город дорожных знаков».
Прогулки «Знакомство с улицей».
Игры – «Пчелка полосатик отправилась на прогулку», «Программируем мини-робота по заданному маршруту», «Если на улице нет светофора», «Торопыжка, не спеши».
Правила поведения на улице: «Виды транспорта», «Прогулка по городу», «Хочу всё знать», закрепление знаний о правилах дорожного движения. Дидактические и сюжетно-ролевые игры, картотеки, памятки для родителей.
Организация предметно-развивающей среды :
В течение года постоянно обновлялась предметно-развивающая среда кружка. Создан центр ПДД, подобраны пособия, книги, иллюстрационный материал, загадки, стихи, папки-передвижки, картотеки, беседы, художественная литература, дидактические игры, направленные на развитие детей, согласно их возрастным особенностям.
Создан меджик-бокс- многофункциональное, мобильное пособие, сделанное своими руками, которое способствует формированию знаний детей о правилах дорожного движения, развитию речи, формированию и активизации словарного запаса ребенка, развитию образного мышления, внимания, воображения.
Дидактическое пособие «Интерактивный макет для изучения ПДД» - продукт совместной деятельности педагогов, родителей и детей подготовительной группы. Макет представляет собой полотно с главной дорогой, тротуарами, пешеходным переходом, другими элементами дорожной инфраструктуры, оборудованное подсветкой. Он дополнен набором автомобилей, домами, светофором, фигурками людей для обыгрывания простых сюжетов, связанных с правилами дорожного движения. Интерактивный макет является формой организации образовательной деятельности, стимулирующей познавательную активность и самостоятельность детей.
Он может использоваться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Данное пособие обеспечивает развитие игровых и коммуникативных навыков детей. Особенностью данного макета является то, что воспитанники нашего детского сада могут изучать и закреплять правила дорожного движения при помощи элементов технологии дополненной реальности - QR- кодов.
Qr-коды нанесены на различные элементы макета (дорожные знаки, объекты дорожной инфраструктуры и пр.) При наведении планшета на код, ребенок получает возможность посмотреть фрагменты обучающих видеороликов в соответствии с элементами данного макета. Так дети могут более реалистично представить, к какому элементу дороги относится то или иное правило дорожного движения. Цифровые технологии способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию, что позволяет формировать у воспитанников навык правильного поведения на дороге в качестве участника дорожного движения.
В изготовлении дидактического пособия активное участие приняли родители воспитанников: как для создания и оформления самого макета, так и для подборки и монтажа фрагментов обучающих видеороликов.
Целью совместной работы педагогов и родителей стало формирование основ безопасного поведения детей на дороге, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Также мы ставили перед собой следующие задачи: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, строением дороги и улицы, дорожными знаками, формировать первичные, простейшие знания, умения и навыки поведения на дороге, стимулировать познавательную активность.
Следующий шаг совместной работы – создание аналогичных макетов для использования воспитанниками дома. Педагогами была представлена родителям подборка Qr-кодов с подготовленными ранее фрагментами обучающих видео. Родителям оставалось лишь сконструировать с детьми макет из поручного материала и добавить на него интерактивные элементы в виде кодов.
Таким образом, наша разработка позволяет переносить опыт создания интерактивного макета и создавать аналогичные пособия для воспитанников остальных групп нашего детского сада и других образовательных учреждений, используя подготовленные нашей творческой группой Qr-коды.
Благодаря совместной деятельности педагогов и родителей при создании интерактивных макетов, повышается активность работы и ответственность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активизируется работа по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность и принимали участие в изготовлении игр и пособий по правилам ПДД.
Участвовали в конкурсе «Дорога будущего глазами детей-2020» (диплом победителя в номинации «Декоративно прикладное творчество», С «Супер мамой» мы изучаем ПДД» (1место, 3место в IV всероссийском конкурсе рисунков по ПДД, «Успех 2020» (диплом лауреата в номинации «Безопасность дошкольников», «Семья за детство без опасности» (диплом победителя, дидактическое пособие «Интерактивный макет по изучению ПДД»).
Открытые просмотры:
Мастер-класс-занятие в старшей комбинированной группе «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования». Выставка детских поделок по ПДД «Мой друг – светофор».
Выступление на педагогических советах:
«Внимание: ребёнок и улица!», «Роботы Bee-bot». «Использование инновационных технологий в ДОУ» (изучаем ПДД, средствами дополненной реальности, используя Qr-коды).
Педагогические проекты:
«В страну дорожных знаков вместе с мини-роботом «Умная пчела», "Правила дорожные детям знать положено", «Юные инспекторы движения приходят на помощь».
Работа с семьями воспитанников с использованием ИКТ технологий, и в виде папок-передвижек, памяток и брошюр, несущих информационный характер:
«Воспитание детей старшего дошкольного возраста» в форме КВН. «Знатоки ПДД» в форме викторины; «Семейные традиции», итог года и подготовка к будущему учебному году. Консультации, беседы. Анкетирование родителей: «Безопасность ребенка», «Профилактика травматизма». Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и по просьбе родителей. Памятки, буклеты «Причины детского дорожно - транспортного травматизма», Стенд «Для Вас, родители!», «Уголок безопасности».
Решение задач всех мероприятий осуществлялось через следующие формы работы: специально организованные игровые занятия познавательного цикла, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения и т. д
В этом году мы столкнулись с дистанционным обучением, педагоги групп скидывали информацию по плану в виде ссылок для просмотра обучающих мультфильмов и роликов. Дети рисовали картины «Правила поведения на дороге», «Осторожно пешеход», «Дорога будущего», делали аппликации «Светофор», «Пешеходный переход», «Дорожные знаки» и скидывали воспитателям.
В фойе детского сада оформлен уголок по профилактике ДТП, который в течение учебного года обновляется свежей информацией по правилам дорожного движения. При ознакомлении детей с правилами дорожного движения воспитатели ДОУ осуществляют связь между всеми разделами программы. В процессе образовательной деятельности по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
В младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе занятий: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений – учит различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги воспитатель сопровождает действия словом: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет».
Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старшей группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до школы.
Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методического материала, имеющегося в ДОУ. В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. Используя художественную литературу, рассматривая с детьми картины, воспитатели ДОУ помнят и знают, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления.
Вопросу создания специальной развивающей среды уделяется непосредственное внимание. В каждой возрастной группе оборудован уголок безопасности, который постоянно обновляется и пополняется. Были обновлены (в группах средней, старшей) и приобретены атрибуты для развития ролевой игры по правилам дорожного движения.
Всю проделанную работу можно отследить по календарным планам воспитателей. В утренние и вечерние отрезки времени дети совместно с воспитателями много рассматривали иллюстраций, читали художественные произведения, играли в настольные, словесные и подвижные игры. В старших группах с интересом проходили обсуждения различных ситуаций: как бы они повели себя в сложившихся обстоятельствах.
План-схема безопасного пути передвижения детей
План по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2020-2021 учебный год
№ п/п Содержание мероприятий Срок исполнения Ответственный
1. Учебно – методическое обеспечение
1.1 Приобрести методическую литературу, плакаты по обеспечению безопасности дорожного движения, видеофильмы. февраль 2021г. Заместитель заведующего по ВиМР, ст. воспитатель
1.2 Оформление уголков по ПДД в группах Сентябрь Воспитатели
1.3 Нанести разметку на территории ДОУ Сентябрь, октябрь Ст. воспитатель, зам. заведующего. по ВиМР
1.4 Участие в акциях, конкурсах по профилактике ПДД, изготовление памяток В течение года Воспитатели групп
2. Организационно – массовые мероприятия
Работа с педагогами
2. 1 Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД»
Сентябрь Заместитель заведующего
2.2 Семинар – практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой» Январь Старший воспитатель
Воспитатели, специалисты
2.3 Встречи с инспектором ГИБДД В течение года Заместитель заведующего, ст. воспитатель
Работа с родителями
2.4 Организация в каждой группе уголка по ПДД Сентябрь - октябрь Воспитатели групп
2.5 Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил безопасности детей на дороге. еженедельно, в свободное время Воспитатели групп
2.6 • Консультация для родителей: «Как уберечь ребенка на дороге»
• Памятки «Ребенок и взрослый на улице»
• Безопасность ребенка в автомобиле Сентябрь
Ноябрь Старший воспитатель
2.7 Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»
Веселые старты «Мама, папа и я – лучшие пешеходы» Апрель
Февраль Воспитатели
Инспектор ГИБДД
Инструктор по физ. воспитанию
Работа с детьми
2.8 Беседы и практические занятия
• о безопасном поведении на улицах и дорогах, о ДТП
• Сюжетно-ролевые игры
• Подвижные, дидактические игры
• Чтение художественной литературы
Т. И. Алиева «Ехали медведи», «Дорожная азбука», С. Михалков «Моя улица», «Велосипед», «Скверная история»;
С. Маршак «Милиционер», «Мяч»;
А. Северный «Светофор»;
В. Семернин «Запрещается - разрешается»;
В. Головко «Правила движения»;
Я. Пишумов «Машины», «Самый лучший
пешеход», «Три сигнала светофора»;
В. Волков «В парке»;
М Пляцковский «Светофор»;
И. Лешкевич «Гололед»;
В. Степанов «Машины»;
В. Кожевников «Светофор»;
И. Серяков «Улица, где все спешат»;
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», 2 раза в месяц
2 раза в месяц
1 раз в неделю
Ежедневно Воспитатели
2.9. Спортивное развлечение «В гостях у светофорчика» Октябрь Инструктор по физ. воспитанию, воспитатели старшей и подготовительной групп
2.10. Развлечение : «Лучший пешеход» Декабрь Музыкальный руководитель,
воспитатели старшей, подготовительной групп
2.11. Выставка поделок по ПДД «Мой друг – светофор» Февраль Воспитатели старшей, подготовительной групп
2.12. Неделя безопасности дорожного движения Март Музыкальный руководитель,
воспитатели старшей, подготовительной групп
2.13 "Минутки безопасности"- короткие беседы с детьми, обсуждение ситуаций, возникающих на дороге. еженедельно, в свободное время Воспитатели групп
2.14 Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций, видеофильмов по ПДД По плану воспитателя Воспитатели групп
2. 15 Инструктажи с воспитанниками:
- правила поведения на дороге;
- правила поведения на остановке и в транспорте Сентябрь-май Воспитатели групп
2. 16 Экскурсии и целевые прогулки:
Наблюдение за движением пешеходов;
Наблюдение за движением транспорта;
Рассматривание видов транспорта;
Прогулка к пешеходному переходу. В течение года Воспитатели групп
3. Взаимодействие с ГБДД
3.1 Участие в конкурсах, акциях и др. мероприятиях, организованных отделом ГИБДД В течение года Ст. воспитатель,
Зам. заведующего по ВиМР
3.2 Проведение профилактических бесед с воспитанниками В течение года Ст. воспитатель,
Зам. заведующего по ВиМР
3.3 Подготовка и направление в
отдела ГИБДД справок по
проведенной профилактической
работе с детьми.
В течение года Ст. воспитатель,
Зам. заведующего по ВиМР
Таким образом можно сделать вывод, что проблема по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через непосредственно организованную деятельность, свободную деятельность детей, в ходе режимных моментов, во время проведения прогулок.