Приложение МААМ

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения

Елена Ф
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения
▼ Скачать + Заказать документы

За последние несколько десятилетий подход к воспитанию и образованию детей претерпел довольно сильные изменения. К сожалению, перемены эти нельзя назвать позитивными. Дети перестали читать, их внимание отдано телевизору и интернету. Популярные персонажи все меньше становятся похожи на чистых сердцем героев, все чаще это вообще ни на что не похожие монстры. В сюжетах превалирует жестокость, а приводящими к успеху показаны не честь и добро, а хитрость, обман, эгоизм.

Публикация «Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения» размещена в разделах

Кроме того, стало гораздо больше внимания уделяться развитию познавательной деятельности и навыков в ущерб непосредственно воспитанию. Не успевает малыш освоить прямохождение, как родители нагружают его кучей дополнительных занятий. При этом забывают, что детям гораздо важнее внимание родителей и взаимодействие с ними.

И это довольно серьезная проблема современности. Наблюдения и анализ детской деятельности, а также исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, привели специалистов к неутешительным выводам о явном снижении душевного здоровья детей, о его очевидном неблагополучии.

Все это приводит к закономерной мысли о необходимости корректировки образовательного процесса. Основной целью образования должно стать развитие ребенка, включающее в себя развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, а не только формирование компетенций. Стало быть, есть смысл внедрять в образовательный процесс дополнительные программы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, на психо-эмоциональную коррекцию и устранение поведенческих проблем.

Одним из самых действенных инструментов, способных решить все задачи по формированию психологического здоровья дошкольников, является сказкотерапия.

Сказки - древнейший инструмент воспитания. Анализом сказок занимались такие выдающиеся психологи как Карл Густав Юнг, Ханс Дикманн, Эрих Фромм, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн, Борис Герасимович Ананьев и многие другие.

Сказкотерапия в современной научной практике – одно из самых молодых направлений практической психологии. Первый Институт сказкотерапии под руководством автора метода Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой был открыт всего 20 лет назад в Санкт-Петербурге. Это научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой. На сегодняшний день Институт получил статус международного.

Комплексная Сказкотерапия – это стройная система представлений об архетипах, архетипических сюжетах – мужских, женских, сюжетах отношений… универсальных древних и действенных. Методология ее многообразна, а главный инструмент - сказочная метафора.

Являясь, по сути, самым древним способом психологической поддержки, помощи и коррекции, сказкотерапия, едва оформившись в самостоятельный метод, сразу же приобрела огромную популярность.

Сегодня в Санкт-Петербурге и других городах центрального региона разрабатываются и внедряются в работу детских садов специальные сказкотерапевтические программы.

Подключая к своей педагогической деятельности сказкотерапию мы имеем прекрасную возможность в таком сложном вопросе как воспитание помочь и родителям, и самим детям.

Можно выделить четыре основных блока развития личности ребенка, в рамках которых происходит работа с детьми на сказкотерапевтических занятиях :

1. Базовые принципы. Как устроен мир, взаимосвязь всего, причинно-следственные связи и их нерушимость. Коды, зашифрованные в сказках, важные Истины и подсказки. Понимание, что каждое действие влечет за собой последствия и результаты зависят от собственных действий.

2. Эмоциональный интеллект. Эмпатия, способность распознавать чужие и понимать свои эмоции, слышать, расшифровывать и понимать свои ощущения, умение принимать и переживать чувства.

3. Я есть. Самоосознание, самоопределение, умение слышать свой внутренний голос, знать свою правду, видеть свой путь и доверять ему. Внимательность к себе, умение следовать своим интересам без ущерба для окружающих.

4. Основы взаимодействий. Усвоение истинности принципа «взаимодействие выгоднее противодействия», который доказан даже научными исследованиями с использованием искусственного интеллекта (Джон Нэш, Теория игр). Развитие таких качеств как умение сотрудничать, стремление к партнерству, налаживание гармоничных связей с другими людьми. Основа благополучного будущего в сфере социальных взаимодействий.

Сказкотерапия задает нравственные ориентиры, подспудно воспитывая в дошкольниках доброжелательность, честность, трудолюбие и прочие положительные качества, полезные для жизни. Кроме того, методом сказкотерапии легко решается и ряд специфических задач. Таких, например, как психопрофилактика и психокоррекция детских страхов, тревожности, агрессивности, неуверенности в себе.

Согласно классификации автора метода сказкотерапевтический процесс строится на пяти видах сказок :

- художественные; это народные и авторские сказки. Они несут в себе важную информацию об устройстве мира, об универсальных архетипах и архетипических сюжетах, задают нравственные ориентиры.

- дидактические; создаются педагогами для подачи учебного материала

- психокоррекционные; Создаются по единому алгоритму для преодоления психологических проблем ребенка и корректировки тех или иных черт характера, которые затрудняют его жизнь.

- психотерапевтические; Это особый вид сказок, обычно они посвящены очень серьезным вопросам мироздания - проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни.

- медитативные; Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной их особенностью является отсутствие конфликта и злых героев.

Кроме непосредственно сказок, в сказкотерапевтической работе с дошкольниками используются такие приемы и техники как Ролевые игры, Психогимнастические этюды, Коммуникативные игры и игры, направленные на развитие воображения.

Также иногда полезно включать в занятия методы, помогающие избавиться от стресса. Это могут быть любые освоенные педагогом специальные упражнения на снятие тревожности, агрессивности, умение владеть своими эмоциями.

Как психологический метод сказкотерапия накладывает свои возрастные ограничения в процесс работы. Ребенок должен иметь четкие представления о том, что существует сказочная действительность, которая отличается от реальности. Обычно они формируются к 3,5-4 годам.

Обратить внимание на возраст стоит и при выборе сказки для занятия. Так, детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами и пр.

Примерно к 6-ти годам ребенок начинает предпочитать волшебные сказки.

От возраста детей зависит и продолжительность занятия: для детей 3-4 лет – 15минут, для детей 4-5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25 минут.

Конечно, проведение сказкотерапевтических занятий, а тем более построение программы имеет очень много нюансов. От выбора места и алгоритма построения каждого занятия, до условия, что в группе присутствующих на занятии детей не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

В целом же можно с уверенностью утверждать, что внедрение метода сказкотерапии в работу воспитателей детского сада способствует сохранению и укреплению психического здоровья как детей, так и самих педагогов. Помогает развитию положительных эмоций и добрых чувств среди их воспитанников.

Сегодня информации о сказкотерапии немало в интернете, не вся она корректна, но ознакомиться с методом и даже подчерпнуть для себя какие-то полезные приемы может любой. Более того, многие талантливые педагоги уже используют в своей работе элементы сказкотерапии, даже не подозревая об их отношении к методу. Однако, если по-настоящему озадачиваться применением сказкотерапии в работе с детьми, необходимо, конечно, пройти обучение. Информацию о том, как это сделать, а также другую полезную информацию о методе можно найти на официальном сайте Международного Союза сказкотерапевтов www.cka3ka-miks.com

И пусть каждый заинтересованный педагог найдет тот волшебный сказочный ресурс, который будет помогать ему решать его профессиональные задачи наилучшим образом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 "Светлячок" "БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО.

Сказкотерапия как метод коррекции психического развития ребенка Сказкотерапия как метод коррекции психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как.

Использование инновационных технологий для развития личности ребенка В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Основу и содержание инновационных.

Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста 1. Моторные игры Моторика - двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы.

Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет» Оглавление: 1. Немного об авторе 2. Суть методики 3. Возраст 4. Логические блоки 5. Альбомы 6. Достоинства и недостатки метода 7. Игры с.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития эмоциональной сферы ребенка «Герои сказок»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития эмоциональной сферы ребенка «Герои сказок» 1. Берем цветной картон и ножницы. 2. Рисуем на картоне силуэты героев сказок (лиса, волк,медведь,колобок,бабушка, дедушка). 3. Выстригаем.

Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности 1. Эмоциональное развитие Все мы знаем, что рисование.

Сказкотерапия. Развитие личности ребенка посредством психолого-педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали» Хакасская народная сказка "Как птицы царя выбирали" Собрались птицы со всех концов и решили: - Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным,.

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» города Невинномысска Из.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения
Опубликовано: 25 мая 2019 в 11:06
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в работе с дошкольниками: блоки развития личности ребенка, классификация сказок, возрастные ограничения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ф (УИ 1829441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД