Алена Афонина
Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии личности ребенка.
Ключевые слова: ТРИЗ-технологии, ТРИЗ-педагогика, дошкольный возраст, творческие способности.
Abstract : The article discusses the features of effective means of TRIZ technology in preschool education. The role of this technology in the development of the child’s personality is noted.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Keywords : TRIZ-technologies, TRIZ-pedagogy, preschool age, creative abilities.
В силу своей возрастной специфики дошкольник является искателем. Внимание ребенка всегда направлено на то, что ему интересно и что несет в себе положительные эмоции.
Дошкольный возраст уникален, поскольку от того, каким образом в это время происходит формирование детской личности, зависит, какой будет и дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому важно не упустить данный период для раскрытия детского творческого потенциала.
Благодаря ТРИЗ-технологии происходит развитие ребенка с девизом «творчество всем». Данная технология, с одной стороны, позволяет развить такие качества мышления, как подвижность, гибкость, системность, а с другой стороны, влияет на развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне и пр. Посредством ТРИЗ дети могут проявлять собственную индивидуальность, развивать нестандартное мышление, а также без перегрузок и заучивания получать необходимые знания. В дошкольном учреждении данная педагогическая образовательная форма деятельности является универсальной технологией анализа и решения проблем.
Педагогика ТРИЗ является инновационным направлением, системой развивающего обучения с акцентом на развитие творческих качеств личности, составляющей современных образовательных технологий [5, с. 12].
В ходе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) происходит формирование умения видеть, ставить и решать в своей области деятельности проблемные задачи; направленного на самостоятельную генерацию знаний стиля мышления; умения выделять закономерности; воспитания мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Все это означает, что данная технология соответствует требованиям ФГОС.
Составляющими технологии ТРИЗ можно назвать :
механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
механизмы подавления психологической иннервации, препятствующие поиску решений, поскольку без преодоления стереотипов и устойчивых представлений трудно находить неординарные решения;
наличие обширного информационного фонда как концентрированного опыта решения проблем.
Основу используемых в ТРИЗ-педагогике средств составляет проблемно-поисковый метод, сближающий данную технологию и развивающее обучение. Однако перед учащимися при «тризовском» обучении не только ставятся проблемы, но также предлагаются инструменты для их решения, в результате чего в решении проблемных задач может быть достигнут успех [3, с. 4].
Кратко цель ТРИЗ может быть определена как решение изобретательских (открытых, творческих) задач, а целью ТРИЗ-педагогики следует назвать обучение способам решения творческих задач, воспитание живущего в динамично меняющемся мире «решателя», имеющего сильное мышление и готового встречать новые нестандартные проблемы, умеющего решать противоречия, прогнозировать и анализировать решение любых систем.
Формированию творческих способностей воспитанников дошкольного возраста, учитывая указанные тенденции, способствует применение компонентов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, разработанной специалистом-ученым Т. С. Альтшуллером [2].
Педагог задействует нетрадиционные формы работы, ставящие воспитанника на место думающего человека. ТРИЗ технология, которая адаптирована к дошкольному возрасту, дает возможность воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество – во всем».
В основе ТРИЗ-педагогики лежат следующие аспекты:
развитие творческих способностей;
технологии и методики, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции;
методология решения проблем, которая основана на закона развития общих принципов, систем;
разрешение противоречий, механизмы приложения их к решению определенных задач;
воспитательная система, которая выстроена на теории развития творческой личности.
Главная задача применения ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – добиться того, чтобы творческие открытия приносили ребенку радость.
В изобретательских ТРИЗ играх компоненты, которые рождаются в детских способностей (хорошо-плохо, наоборот, разные небылицы, применяются для таких серьезных взрослых вещей, как разрешение противоречий, метод фокальных объектов, функциональный анализ. Однако это – только до первого знакомства с ТРИЗ. Потом данный процесс проходит на уровне руководства знакомой игрушкой. Воспитанники все диалектические задачи решают просто и легко, порой даже не вникая в терминологию. Диалектика у детей закладывается с рождения. Дети начинают просто играть. Воспитателям остается играть вместе с детьми. Все это обусловлено тем, что главным принципом ТРИЗ является совместное творчество, в котором педагог делает все возможное, чтобы уступить дорогу детям, идти вместе с ними, учиться мыслить.
Основным средством работы с воспитанниками можно назвать педагогический поиск. Воспитатель не преподносить детям задания в готовом виде, не раскрывает перед ними истины: он учить искать их. Нужно побудить ребенка к рассуждению, посредством наводящих вопросов нужно подвести к получению самостоятельного ответа. Если ребенок не задает вопроса, то педагогу нужно открыть перед ним суть противоречия, поставить ребенка в проблемную ситуацию.
Ребенок начинает размышлять в тот момент, когда ему встречается противоречие. Педагогу важно побуждать дошкольника к поиску такого противоречия, учить разрешать его. Например, можно рассмотреть задачу «как перенести воду в решете». Рассуждения выстраиваются так: воду перенести в решете нельзя, так как она вытечет. Получается, нужно изменить определенный объект. Нужно или закрыть отверстия в решете, или заморозить воду.
Как утверждает Г. С. Альтшуллер, ТРИЗ приносит алгоритмы и методы, помогающие воспитаннику стать на путь творческого поиска [5, с. 28]. За счет этого формируется мышление, что выстраивается на принципах, которыми уже обладает психика: активность, целостность, развитие коммуникабельности, адаптация к окружающей среде. В современном воспитании главная проблема – это формирование творческого человека, который готов к нестандартным задачам в тех или иных сферах жизнедеятельности. Вот почему на современном этапе развития, образование сложно представить без современных технологий активного обучения, которые дают возможность перевести объяснительно-иллюстративный вид обучения в активно-деятельный, что приходит на смену традиционного.
Развитие ТРИЗ технологии – это главная цель в ДОУ [4, с. 19]. С одной стороны, происходит формирование таких качеств мышления, как мобильность, гибкость, системность, диалектичность. С другой – поисковая инициативность, стремление к новшеству. Творческая, интеллектуальная деятельность, которая основана на активном поиске методов действий, в дошкольном возрасте может знать понятной и знакомой для детей. А это может случиться только тогда, когда старания педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности – испытывать интерес к процессу обучения, к самостоятельному поиску решения, итога поставленной цели. ТРИЗ подход уместно применять для решения проблем в развитии ребенка.
Концепция технологии ТРИЗ позволяет качество изменить процесс речевого развития воспитанников. Адаптированные методы ТРИЗ несут несомненные преимущества при развитии речи. В активизации познания воспитанников, в формировании мотивированных установок на проявление творческих умений, в развитии образной речи воспитанников дошкольников. Растет результативность овладения всеми языковыми средствами, формируется понимание в выстраивании грамматических, лексических конструкций, развивается гибкость синтетических, аналитических операций в мыслительной работе.
Таким образом, использование элементов технологии ТРИЗ педагогами в процессе организованной образовательной деятельности и деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов, позволяет расширить границы детского мышления, сформировать у воспитанников интеллектуальную гибкость, желание мыслить самостоятельно, выходить за рамки конкретных практических задач. ТРИЗ предусматривает в ходе решения задачи руководство мышлением ребенка. Педагог при этом не только тренирует интеллект, не давая готовых ответов, но с помощью определенных приемов и методов направляет мыслительный процесс ребенка к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует способы и приемы «рассуждения»).
Литература
1. Авдеева Т. Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности// Инновации в науке : сб. ст. по матер. XIX междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – 127с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М. : Альпина Паблишерз, 2014. – 402 с.
3. Ануфриенко Е. В, Попова Н. В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы : 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ (Благовещенск, 2016. — С. 4.
4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. - 2014. — С. 19.
5. Бородастов Г. В., Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач: Учебно-методическое пособие. - М. : ЦНИИатоминформ, 1983.- 92 с.