Алена Афонина
Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии личности ребенка.
Ключевые слова: ТРИЗ-технологии, ТРИЗ-педагогика, дошкольный возраст, творческие способности.
Abstract : The article discusses the features of effective means of TRIZ technology in preschool education. The role of this technology in the development of the child’s personality is noted.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Keywords : TRIZ-technologies, TRIZ-pedagogy, preschool age, creative abilities.
В силу своей возрастной специфики дошкольник является искателем. Внимание ребенка всегда направлено на то, что ему интересно и что несет в себе положительные эмоции.
Дошкольный возраст уникален, поскольку от того, каким образом в это время происходит формирование детской личности, зависит, какой будет и дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому важно не упустить данный период для раскрытия детского творческого потенциала.
Благодаря ТРИЗ-технологии происходит развитие ребенка с девизом «творчество всем». Данная технология, с одной стороны, позволяет развить такие качества мышления, как подвижность, гибкость, системность, а с другой стороны, влияет на развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне и пр. Посредством ТРИЗ дети могут проявлять собственную индивидуальность, развивать нестандартное мышление, а также без перегрузок и заучивания получать необходимые знания. В дошкольном учреждении данная педагогическая образовательная форма деятельности является универсальной технологией анализа и решения проблем.
Педагогика ТРИЗ является инновационным направлением, системой развивающего обучения с акцентом на развитие творческих качеств личности, составляющей современных образовательных технологий [5, с. 12].
В ходе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) происходит формирование умения видеть, ставить и решать в своей области деятельности проблемные задачи; направленного на самостоятельную генерацию знаний стиля мышления; умения выделять закономерности; воспитания мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Все это означает, что данная технология соответствует требованиям ФГОС.
Составляющими технологии ТРИЗ можно назвать :
механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
механизмы подавления психологической иннервации, препятствующие поиску решений, поскольку без преодоления стереотипов и устойчивых представлений трудно находить неординарные решения;
наличие обширного информационного фонда как концентрированного опыта решения проблем.
Основу используемых в ТРИЗ-педагогике средств составляет проблемно-поисковый метод, сближающий данную технологию и развивающее обучение. Однако перед учащимися при «тризовском» обучении не только ставятся проблемы, но также предлагаются инструменты для их решения, в результате чего в решении проблемных задач может быть достигнут успех [3, с. 4].
Кратко цель ТРИЗ может быть определена как решение изобретательских (открытых, творческих) задач, а целью ТРИЗ-педагогики следует назвать обучение способам решения творческих задач, воспитание живущего в динамично меняющемся мире «решателя», имеющего сильное мышление и готового встречать новые нестандартные проблемы, умеющего решать противоречия, прогнозировать и анализировать решение любых систем.
Формированию творческих способностей воспитанников дошкольного возраста, учитывая указанные тенденции, способствует применение компонентов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, разработанной специалистом-ученым Т. С. Альтшуллером [2].
Педагог задействует нетрадиционные формы работы, ставящие воспитанника на место думающего человека. ТРИЗ технология, которая адаптирована к дошкольному возрасту, дает возможность воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество – во всем».
В основе ТРИЗ-педагогики лежат следующие аспекты:
развитие творческих способностей;
технологии и методики, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции;
методология решения проблем, которая основана на закона развития общих принципов, систем;
разрешение противоречий, механизмы приложения их к решению определенных задач;
воспитательная система, которая выстроена на теории развития творческой личности.
Главная задача применения ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – добиться того, чтобы творческие открытия приносили ребенку радость.
В изобретательских ТРИЗ играх компоненты, которые рождаются в детских способностей (хорошо-плохо, наоборот, разные небылицы, применяются для таких серьезных взрослых вещей, как разрешение противоречий, метод фокальных объектов, функциональный анализ. Однако это – только до первого знакомства с ТРИЗ. Потом данный процесс проходит на уровне руководства знакомой игрушкой. Воспитанники все диалектические задачи решают просто и легко, порой даже не вникая в терминологию. Диалектика у детей закладывается с рождения. Дети начинают просто играть. Воспитателям остается играть вместе с детьми. Все это обусловлено тем, что главным принципом ТРИЗ является совместное творчество, в котором педагог делает все возможное, чтобы уступить дорогу детям, идти вместе с ними, учиться мыслить.
Основным средством работы с воспитанниками можно назвать педагогический поиск. Воспитатель не преподносить детям задания в готовом виде, не раскрывает перед ними истины: он учить искать их. Нужно побудить ребенка к рассуждению, посредством наводящих вопросов нужно подвести к получению самостоятельного ответа. Если ребенок не задает вопроса, то педагогу нужно открыть перед ним суть противоречия, поставить ребенка в проблемную ситуацию.
Ребенок начинает размышлять в тот момент, когда ему встречается противоречие. Педагогу важно побуждать дошкольника к поиску такого противоречия, учить разрешать его. Например, можно рассмотреть задачу «как перенести воду в решете». Рассуждения выстраиваются так: воду перенести в решете нельзя, так как она вытечет. Получается, нужно изменить определенный объект. Нужно или закрыть отверстия в решете, или заморозить воду.
Как утверждает Г. С. Альтшуллер, ТРИЗ приносит алгоритмы и методы, помогающие воспитаннику стать на путь творческого поиска [5, с. 28]. За счет этого формируется мышление, что выстраивается на принципах, которыми уже обладает психика: активность, целостность, развитие коммуникабельности, адаптация к окружающей среде. В современном воспитании главная проблема – это формирование творческого человека, который готов к нестандартным задачам в тех или иных сферах жизнедеятельности. Вот почему на современном этапе развития, образование сложно представить без современных технологий активного обучения, которые дают возможность перевести объяснительно-иллюстративный вид обучения в активно-деятельный, что приходит на смену традиционного.
Развитие ТРИЗ технологии – это главная цель в ДОУ [4, с. 19]. С одной стороны, происходит формирование таких качеств мышления, как мобильность, гибкость, системность, диалектичность. С другой – поисковая инициативность, стремление к новшеству. Творческая, интеллектуальная деятельность, которая основана на активном поиске методов действий, в дошкольном возрасте может знать понятной и знакомой для детей. А это может случиться только тогда, когда старания педагогов направляются на воспитание у ребенка потребности – испытывать интерес к процессу обучения, к самостоятельному поиску решения, итога поставленной цели. ТРИЗ подход уместно применять для решения проблем в развитии ребенка.
Концепция технологии ТРИЗ позволяет качество изменить процесс речевого развития воспитанников. Адаптированные методы ТРИЗ несут несомненные преимущества при развитии речи. В активизации познания воспитанников, в формировании мотивированных установок на проявление творческих умений, в развитии образной речи воспитанников дошкольников. Растет результативность овладения всеми языковыми средствами, формируется понимание в выстраивании грамматических, лексических конструкций, развивается гибкость синтетических, аналитических операций в мыслительной работе.
Таким образом, использование элементов технологии ТРИЗ педагогами в процессе организованной образовательной деятельности и деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов, позволяет расширить границы детского мышления, сформировать у воспитанников интеллектуальную гибкость, желание мыслить самостоятельно, выходить за рамки конкретных практических задач. ТРИЗ предусматривает в ходе решения задачи руководство мышлением ребенка. Педагог при этом не только тренирует интеллект, не давая готовых ответов, но с помощью определенных приемов и методов направляет мыслительный процесс ребенка к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует способы и приемы «рассуждения»).
Литература
1. Авдеева Т. Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности// Инновации в науке : сб. ст. по матер. XIX междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – 127с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М. : Альпина Паблишерз, 2014. – 402 с.
3. Ануфриенко Е. В, Попова Н. В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы : 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ (Благовещенск, 2016. — С. 4.
4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. - 2014. — С. 19.
5. Бородастов Г. В., Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач: Учебно-методическое пособие. - М. : ЦНИИатоминформ, 1983.- 92 с.