Ларионова Зоя Владимировна
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
1. Эмоциональное развитие
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Публикация «Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего эффекта в работе нами были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика и мн др.
Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».
2. Цветовосприятие.
Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство. (журнал 1 сентября Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. Губаревич Людмила Изотовна)
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.
Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребёнок, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Простые движения во время гимнастики перед занятием помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Каждое занятие по развитию изобразительной деятельности мы рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
7. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
8. Самомассаж ладоней.
9. Самомассаж пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика – это тот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике, повторение и закрепление на занятиях по изо – деятельности способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов :
10. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
11. нанизывание колец на тесьму;
12. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
13. перебор крупы;
14. работа с бумагой;
15. лепка (глины, пластилин, тесто);
16. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
17. завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
18. игры с песком, водой;
19. закручивание шурупов, гаек;
20. игры с конструктором, кубиками;
21. рисование в воздухе;
22. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем, пластилином и т. д.);
23. рукоделие.
4. Развитие воображения и творческих способностей
Каждого человека, каждую личность в социальном плане характеризует его деятельность. Деятельность можно определить как вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая условия его существования в окружающем мире. Сама по себе деятельность выступает одним из важных условий существования общества, через деятельность происходит обмен информацией, что является необходимым условием существования, как живого организма, так и различных систем.
5. Используемые методы при работе по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога и родителей, организующих практическую и познавательную деятельность детей.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения :
1. информативно - рецептивный;
2. репродуктивный;
3. исследовательский;
4. эвристический;
метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
1. рассматривание;
2. наблюдение;
3. экскурсия;
образец педагога;
показ педагога.
Словесный метод включает в себя :
1. беседу;
2. рассказ, искусствоведческий рассказ;
3. использование образцов педагога;
4. художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
1. прием повтора;
2. работа на черновиках;
3. выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Список литературы.
1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М. : Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- С. 189.]
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева - М. : Академия, 1999. - С. 78.
3 .Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова - М. : Педагогическое общество России, 2000. - С. 10.