Надежда Баушева
Конспект итогового занятия «Лесные грибы и ягоды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия в старшей группе детского сада.
Тема: «Лесные ягоды и грибы».
Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; познакомить с названиями грибов и ягод; научить различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; научить сравнивать ягоды по цвету и размеру.
Публикация «Конспект итогового занятия „Лесные грибы и ягоды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: изображения лесных и садовых ягод, съедобных и несъедобных грибов; вырезанные из бумаги части маленьких и больших грибов : шляпки, ножки; муляжи грибов и ягод; листы бумаги, вырезанные в форме «кузовка», краски, кисти.
Ход занятия.
В гости к детям приходит Старичок-Лесовичок.
- Здравствуйте, ребятушки! Пришел я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды (ответы детей). А на чем мы можем добраться до леса? (на велосипедах, на автобусе, на электричке). Замечательно, значит поедем на автобусе. Берите корзинки и в путь (дети садятся в импровизированный автобус).
-Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино.
На станции Загадкино на стене прикреплены деревья и грибы под соответствующими деревьями. После отгадывания загадки, ребенок находит данный гриб на полянке.
- Сейчас проверим, знаете ли вы какие грибы растут в лесу.
1. Растут в лесу сестрички, рыжие (лисички).
2. Я в красной шапочке расту под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик).
3. На пеньке сидят ребята, называют их … (опята).
4. Средь молодых сосенок в блестящей темной шапочке
Растет грибок … (масленок).
5. Серенькие шапочки, рябенькие ножки,
Под березой растут, как же их зовут? (подберезовики).
- Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки!
- Ребята, а кто знает когда и где растут грибы? (грибы растут в лесу летом и осенью).А какие животные питаются грибами? (грибы едят мыши полевки, олени, белки, кабаны). И последний вопрос: Из чего состоит гриб? (из шляпки и ножки).
-Молодцы, друзья мои. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Собери гриб».
На столе выкладываются отдельно шляпки и ножки грибов, вырезанных из бумаги, детям предлагается собрать части маленьких и больших грибов из бумаги, которые соотносятся по размеру.
- Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если быть не внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Что это за гости? (ответы детей). Правильно, какие ядовитые грибы вы знаете? (мухоморы, поганки и бледные поганки). Эти грибы настолько ядовиты, что могут вызвать смерть человека. (показывает иллюстрации ядовитых грибов). Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Запомните ее и всегда проходите мимо.
- Так какие грибы мы будем собирать в корзинки? (съедобные). Правильно, съедобные грибы мы собираем, а ядовитые оставляем в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте.
- Уж я-то, Лесовичок, знаю, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу? Игра «Собери грибы в корзину». (на полу расставлены фишки, муляжи: красные – мухоморы, разноцветные – хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзинку, следят, чтобы ни один красный мухомор не попал туда и не упал).
- Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы (Лесовичок предлагает детям иллюстрации ядовитых грибов – дети называют их).
- Скажите мне, пожалуйста, а может ли быть такая ситуация, когда даже съедобный гриб есть нельзя ни в коем случае? (ответы – Ни в коем случае нельзя есть даже самые хорошие грибы, которые выросли в городе или около автомобильных дорог). Почему? (такие грибы впитывают вредные вещества из воздуха и земли и становятся очень опасны для организма человека).
- А сейчас мы отправимся дальше. Садитесь в автобус. Следующая станция Пригоркино
(на пригорке разложены картинки и муляжи лесных ягод).
- В моем лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды. Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем – клад витаминов. Врачи уверенны: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной.
- Ребята, а какие вы знаете лесные ягоды? (ответы – малина, земляника, ежевика, костяника, черника). Давайте проверим и отгадаем мои загадки.
1. Сколько бус рассыпано по лесной опушке!
Девочки-подружки соберут их в кружки
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому что вкусные эти бусы черные! (черника)
2. На припеке у пеньков много этих стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки, собираем огоньки. (земляника)
3. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (черная и красная смородины)
4. Эту ягоду найдете не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая (клюковка)
5. Эти ягоды все знают, нам лекарства заменяют,
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с … (малиной)
- Молодцы, хорошо знаете лесные ягоды. (Лесовичок показывает изображение ягод, рассказывает, что есть садовые ягоды и лесные. И те, и другие ягоды очень вкусные и полезные.) .
- Друзья, а кто знает чем они отличаются? (ответы – лесные ягоды мельче садовых, кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных, за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами). ягоды любят не только люди, но и лесные животные и птицы.
- Давайте поиграем в интересную игру «Подбери слово»
1. Клубника крупная, а земляника (мелкая)
2. Крыжовник твердый, а малина … (мягкая)
3. Ежевика сладкая, а смородина … (кислая)
4. Черника круглая, а крыжовник … (овальный)
5. Малина красная, а ежевика … (черная)
6. Смородина черная, а рябина … (красная)
- Ребята, а кто знает, что мы делаем из ягод? (ответы детей). Сейчас мы проверим, как вы это знаете. Игра «Какой? Какое?»
1. Сок из клубники (какой) – (клубничный)
2. Варенье из смородины (какое) – (смородиновое)
3. Компот из малины (какой) – (малиновый)
4. Варенье из черники (какое) – (черничное)
5. Кисель из смородины (Какой) – (смородиновый)
6. Морс из клюквы (какой) – (Клюквенный)
7. Отвар из калины (какой)- (калиновый)
- Это все съедобные ягоды, но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (Лесовичок предлагает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод – волчья ягода, вороний глаз). Но если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Но чтобы этого не произошло нужно различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
- И для закрепления знаний мы с вами поиграем в игру «Съедобное - несъедобное». Я буду называть какую-либо ягоду или гриб и кидать вам мяч, а вы должны будете либо поймать мяч, либо отбить его. Когда вы будете ловить мяч? (ответы – когда будет назван съедобный гриб или ягода).
- Молодцы, хорошо все запомнили. А сейчас я предлагаю вам изобразить любимые ягоды и грибы в «кузовке» (на листе бумаги, вырезанном в форме кузовка, показывает способы изображения ягод и грибов).
- На этом, мои друзья, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось оно? Что вы нового узнали? Я надеюсь вы запомнили ядовитые грибы и ягоды и они никогда не попадут в вашу корзинку. Садимся в автобус и отправляемся домой довольные и с полными корзинками грибов и ягод. До свидания, ребята. Приходите ко мне в гости за ягодами и грибами.