Ирина Кравченко
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Лес: грибы, лесные ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде их обитания, назначении, времени сбора.
Образовательные задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.
• Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы „Лес: грибы, лесные ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Расширить и уточнить словарь по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).
Развивающие задачи :
• Активизировать речевую деятельность детей.
• Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
• Развивать связную речь : учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
• Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.
• Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие, память, мышление.
• Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Игрушка – ежик, осенние листики, муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов и лесных ягод, карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, куклы по числу детей, сюжетная картинка с изображением девочки, укачивающей куклу, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера.
Ход ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Организационный момент.
Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными дарами леса в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Это же ежик.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с Ежик.
Дети. Здравствуй Ежик.
Воспитатель. А откуда к нам пришел ежик?
Дети. Из леса.
Воспитатель. Посмотрите, что с собой принес ежик из леса. Это листочки, под которыми спрятано что-то. Чтобы узнать, что спрятано под листочками отгадайте загадки.
Воспитатель загадывает загадки.
В коричневой шляпке,
На пестренькой ножке
Стоит под березкой
У самой дорожки. (Подберезовик) Встали возле тропочки
Желтенькие кнопочки.
Симпатичные сестрички!
Назовите их. (Лисички)
Этот гриб — любимец мой —
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик) Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)
Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали.
2 ЧАСТЬ. Основная.
2.1. Беседа по картине «Ранняя осень».
Цель: развитие диалогической речи. Расширение и уточнение словаря по теме «Грибы».
Воспитатель помещает на доску картину «Ранняя осень», позволяет детям рассмотреть ее и организует беседу.
Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Дети. Детей.
Воспитатель. Что они делают в лесу?
Дети. Гуляют.
Дети. Собирают листья.
Дети. Собирают грибы.
Воспитатель. Правильно. Дети гуляют в лесу и собирают листья, рябину, грибы. Какие грибы вы видите около пенька, рядом с пеньком?
Дети. Подосиновики.
Воспитатель помещает на доску предметную картинку с изображением подосиновика.
Воспитатель. Верно. Какие шляпки у подосиновиков?
Дети. Красные.
Воспитатель. У подосиновиков красные шляпки и прямые серые ножки. А какой гриб вы видите под березой?
Воспитатель. Подберезовик.
Воспитатель помещает на доску предметную картинку с изображением подберезовика и демонстрирует детям муляж этого гриба.
Воспитатель. Какая шляпка у подберезовика?
Дети. Темная.
Воспитатель. Правильно. Она почти черная. А ножка у него серая, но потоньше, чем у подосиновика. А какие грибы лежат в корзинке?
Дети. Подосиновики.
Воспитатель. Верно. В корзинке лежат подосиновики. А какие грибы вы знаете еще?
Воспитатель помещает на доску несколько предметных картинок и демонстрирует детям муляжи этих же грибов.
Дети. Лисички.
Дети. Сыроежки.
Дети. Белый гриб.
Воспитатель. Молодцы! Вот как много названий грибов вы вспомнили. Давайте расскажем о них. Какие ножка и шляпка у лисички?
Дети. Желтые.
Воспитатель. А ножка толстая или тонкая?
Дети. Тонкая.
Далее аналогично можно провести работу по описанию сыроежки и белого гриба. Затем воспитатель убирает все наглядные пособия.
Воспитатель. Все эти грибы растут в лесу под деревьями, во мху, в траве. Девочки и мальчики, их родители собирают грибы. Грибы обычно собирают поздним летом или осенью. А что можно приготовить из грибов?
Дети. Пожарить.
Воспитатель. Правильно из грибов делают жаркое, варят суп. Чтобы приготовить жаркое грибы собирают, моют, чистят, режут, жарят.
Воспитатель. А все грибы можно собрать и кушать?
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно, есть грибы съедобные, и несъедобные. Какие вы знаете несъедобные грибы?
Дети. Мухомор, поганка.
2.2. Пальчиковая гимнастика «Мухомор».
Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Красный-красный мухомор - (Соединяем кончики пальцев, изображаем шляпку гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвем! (Погрозили пальчиком.)
И в корзину не берем! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
2.3. Упражнение «Бабочка и грибок».
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.
На доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
Воспитатель: Где сидит бабочка?
Дети: На грибке.
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает : Откуда слетела бабочка?
Дети: С грибка.
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву: Где сидит бабочка?
Дети: В траве. И т. п.
В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.
2.4. Игра с мячом «Один — много».
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных); развитие ловкости, умения бросать мяч от груди и ловить его обеими руками.
Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов.
Воспитатель. Подосиновик.
Дети. Подосиновики.
Воспитатель. Подберезовик.
Дети. Подберезовики.
Воспитатель. Лисичка.
Дети. Лисички.
Воспитатель. Сыроежка.
Дети. Сыроежки.
Воспитатель. В лесу растут не только грибы, но и ягоды. Давайте пройдем на ковер и рассмотрим картинки с лесными ягодами.
2.5. Подвижная игра «За малиной».
Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением; уточнение словаря по теме «Лесные ягоды»; закрепление навыка ходьбы по кругу в общем для всех темпе. ]
Воспитатель предлагает детям встать и образовать круг, делает вместе с ними упражнение, давая образец интонирования речи.
За малиной в лес пойдем,
в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем, наберем. (Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.)
Солнышко высоко, (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.)
А в лесу тропинка. (Наклоняются и пытаются достать пол.)
Сладкая ты моя, Ягодка-малинка. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
2.6. Загадки.
Цель: развитие слухового внимания.
Дети с воспитателем садятся вокруг мольберта, на котором находятся предметные картинки с изображениями лесных. Воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет загадывать им загадки о лесных ягодах, которые изображены на картинках.
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(Земляника) Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Черная такая?
На кусточки, под листочки,
Кто-то бусы бросил, —
Все поляны в черных точках
У зеленых сосен.
(Черника)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
Сразу станет кисло. (Клюква)
2.7. Рассмотрение предметных картинок с изображением лесных ягод.
Цель: развитие диалогической речи, расширение и уточнение словаря по теме «Лесные ягоды». ( Отработка прилагательных: красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый).
Воспитатель обращает внимание детей на цвет и форму ягод.
Воспитатель. Посмотрите, это малина. У нее красные овальные ягоды.
Воспитатель. Дети, а что вы можете рассказать о цвете и форме лесной ягоды, которая называется – черника (земляника, клюква?
Дети. Черника круглой формы, синего цвета. …
Воспитатель. А что можно приготовить из ягод?
Дети. Варенье, …
Воспитатель. Правильно, из малины, черники, земляники варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салата, соки, пироги, др. Все это полезное и вкусное».
Воспитатель. Ягоды растут не только в лесу, но и в саду. Урожай ягод собирают летом и осенью. В лесу и саду растут разные ягоды.
2.8. Игра «Брать — НЕ брать».
Цель: увеличение словарного запаса (тема «Ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.
Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (земляника, крыжовник, красная смородина, виктория, черника, черная смородина, малина.)
2.9. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением, уточнение словаря по теме «Лесные ягоды».
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдем мы погулять. (Обе руки «идут» пальчиками по столу.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (Загибают пальчики, начиная с больших.)
2.10. Формирование понятия о речевых и неречевых звуках.
Цель: развитие слухового восприятия.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу, сесть на стульчики, внимательно послушать и рассказать обо всем, что они слышат сейчас вокруг себя.
Дети поют.
Дети. Шумит ветер.
Дети. Волк воет.
Дети. Дождик идет.
Воспитатель. Вот сколько разных звуков вы слышали. И звери, и ветер, и дождь производят разные звуки. А люди умеют произносить звуки. Когда люди говорят, они произносят звуки (помещает на мольберт картинку с изображением девочки, укачивающей куклу). Как девочка укачивает куклу? Что она ей поет? Какой звук?
Дети. А-а-а-а-а!
Воспитатель. Правильно. Встаньте рядом со стульчиками, возьмите кукол на руки. Давайте тоже споем им колыбельную песенку. Будем петь звук [а].
Дети укачивают кукол и поют звук «а-а-а».
Воспитатель. Вы замечательно спели колыбельную, и куклы уснули. Положите их на стол.
3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.
Цель: оценка работы детей, развитие общих речевых навыков (формирование навыка ясной шепотной речи.
Воспитатель предлагает детям тихо сесть на стульчики.
Воспитатель (шепотом). Куклы уснули, чтобы их не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я.
Дети называют игры и задания. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.