Елена Полякова
Конспект занятия «Лесной доктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: закрепить представление детей о зимующих птицах; продолжать учить детей пересказу по мнемотаблицам; пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»; обогащать лексику детей причастиями, закреплять употребление простых предлогов в речи детей; напомнить детям правила о предложении; составление схемы предложения, вычленение предложений из микрорассказа.
Публикация «Конспект занятия „Лесной доктор“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение рассказов о зимующих птицах: Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Г. Скребицкий и В. Чаплина «Появились синички»; И. Соколов-Микитов «Глухари», «Тетерева». Рассматривание картинок, слайдов с изображением зимующих птиц.
Материалы и оборудование: раздаточные предметные картинки: снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, ворона, голубь, клест, дятел пёстрый; мультимедийное оборудование; магнитно-маркерная доска, тетрадь, карандаши простые.
Ход образовательной деятельности
Педагог раскладывает перед детьми предметные картинки с изображением зимующих птиц, загадывает про них загадки, предлагает найти среди разложенных картинок ту, о которой загадки:
Спинкою зеленовата, Вот птичка так птичка,
Животиком желтовата, Не дрозд, не синичка,
Черненькая шапочка Не лебедь, не утка
И полоска шарфика. И не козодой.
(Синичка) Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый, Непоседа пестрая,
Любит зёрнышки клевать, Птица длиннохвостая,
С первым снегом на рябине Птица говорливая,
Он появится опять. Самая болтливая.
(Снегирь) Вещунья, белобока,
А зовут её… (сорока)
Птичка-невеличка Всё время стучит,
Ножки имеет, Деревья долбит,
А ходить не умеет. Но их не калечит,
Хочет сделать шажок - А только лечит.
Получается прыжок. (Дятел)
(Воробей)
Педагог кратко беседует с детьми о дятлах по А. Брему.
Дятлы бывают разные: зеленый, черный, пестрый. Чаще всего встречаются пестрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю. Пища дятла – различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своими крепким и острым клювом. Дятлы так же едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.
За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее ста деревьев.
Дятел – охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица. В народе дятла называют лесным доктором.
(Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций на экране мультимедийного оборудования или фильма о дятле.)
Педагог. А сейчас я прочитаю вам рассказ М. Пришвина «Дятел» и мы с вами попробуем его пересказать.
Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по столу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.
И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв то занят.
Тогда дятел, совсем как человек сделал бы, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
Словесная игра «Образуй новое слово»
Дети образуют новые слова (причастия) по образу педагога:
-летит дятел – летящий дятел;
-сидит на березе дятел – сидящий на березе дятел;
-пробежал вверх по стволу – пробегающий вверх по стволу дятел;
-отработал шишку – отрабатывающий шишку дятел;
-шишка отработана дятлом – отработанная дятлом шишка;
-дятел выбросил старую шишку - старая шишка, выброшенная дятлом;
-дятел освободил клюв – клюв, освобожденный дятлом.
Словесная игра «Подбери признаки и действия» (на основе рассказа)
Дети называют признаки и действия к слову дятел.
Признаки
умный пестрый
находчивый бодрый
сообразительный оживленный
догадливый деловой
Действия
летел выбросил
сел заработал
пробежал шелушил
освободил
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемотаблицу, на которой схематично изображены следующие части рассказа:
1. Летел дятел
2. Дятел сел на березу
3. Какое горе.
4. Находчивый и умный дятел.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, следуя предположенному плану.
Вопросы педагога по тексту рассказа:
- Как называется рассказ?
- Кто написал этот рассказ?
- Что пришлось сделать дятлу, чтобы сбросить отработанную шишку?
- О чем говорит этот поступок дятла?
- Почему в народе дятла называют лесным доктором?
Словесная игра «Наоборот»
А теперь дети ставят вопросы педагогу по содержанию рассказа, а педагог на них отвечает:
- Что дятел нес в клюве?
- Куда летел дятел?
- Что у дятла на березе?
- Что делал дятел в мастерской?
- Какое горе у дятла?
- Почему он не смог сбросить старую шишку?
- Какую пользу приносит дятел?
Словесная игра «Потерялись маленькие слова»
Педагог снова читает рассказ, намеренно пропуская предлоги. Дети угадывают, какой предлог (маленькое слово) пропущен, вставляют их.
Педагог предлагает детям послушать небольшие рассказы и посчитать количество предложений в них.
Микрорассказы для определения количества предложений:
Осень
Наступает осень. С кленов падают на землю сухие листья. Аллеи сада усыпаны сухими листьями. Дети гуляют в саду. Они поднимают с земли сухие листья. Из листьев будет букет. Дети поставят букет в вазу.
Зима
Зима. В саду много снега. Зоя и Саня идут в сад. У Зои санки. Зоя возит Саню. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.
В лесу
Зина и Зоя гуляли по лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили в кустах змею. Дети испугались змеи.
В зоомагазине
Зина и Лиза в зоомагазине. Они видят в клетке обезьянку. Зина покупает обезьянку.
Коза
У Зои есть коза. Козу зовут Забавка. Зимой коза ест сено и сухие листья.
Весна
Наступает весна. Снег тает. Булькает вода в канавах. С домов свесились сосульки. Звенит капель.
Педагог предлагает детям прочитать предложения, написанные на магнитно-маркерной доске. Составить схемы предложений.