Любовь Николаева
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие по лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему: «Путешествие по лесной полянке».
Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
Старшая группа.
Воспитатель:
Николаева Любовь Васильевна
Задачи:
Образовательные:
1. Учить делить предмет на 2, 4 части;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Путешествие по лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. Формировать понятие, что часть меньше целого, а целое больше части;
3. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа;
4. Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел;
5. Закреплять знания геометрических фигур.
6. Продолжать формировать ориентировку на листе бумаги.
Развивающие:
Развивать речь, мелкую моторику, наблюдательность, мыслительную активность, внимание, слуховое восприятие, умение понимать словесные указания взрослого, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать и формировать подвижность пальцев и кистей рук.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, усидчивость, интерес к занятиям математического содержания, доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
Слайды, ватман с изображением поляны, картинки из цикла «Правила поведения в лесу», картинки с пропущенными цифрами, аудиозапись с голосами птиц, геометрические фигуры, письмо от лесных жителей.
Раздаточный материал:
Ножницы на каждого ребенка, круг из бумаги на каждого ребенка, цветы и тучки по количеству детей, карточки с цифрами от 1 до10, чистый лист бумаги, геометрические фигуры.
Оборудование:
Ноутбук, магнитная доска, столы.
Словарная работа: Четверть круга, четвертинка.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на тему «Правила поведения в лесу». Разучивание физкультминутки.
2. Подготовить раздаточный материал
3. Подготовить демонстрационный материал.
Ход занятия:
Воспитатель.
Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, сова подлетела ко мне и вручила письмо. На конверте было написано: «От лесных жителей». Лесные жители просят нас о помощи. А о какой помощи они просят, мы узнаем, когда отправимся в чудесный лес. Готовы в лес отправиться? Но сначала вспомним правила поведения в лесу ( при помощи картинок дети называют правила поведения в лесу: нельзя шуметь, нельзя разводить костры, нельзя мусорить и т. д.? Ну, тогда в путь. «1, 2, 3- повернись, в чудесном лесу очутись!» (Дети вслед за воспитателем поворачиваются вокруг себя). Вот мы с вами и в лесу.
СЛАЙД№1 (ПОЛЯНКА)
Посмотрите, как здесь красиво! Деревья в разноцветном убранстве. Ребята, отгадайте загадку: «Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, но не касаюсь сосен и ёлочек, я …» (Осень). Правильно, это осень. И мы с вами попали именно в осенний лес. А вы сможете сказать, какой это лес? (Лиственный, хвойный, смешанный). (Ответы детей). А как вы считаете, деревья живые или нет? Почему вы так решили?
Дети: Деревья растут, питаются, дышат, у них есть побеги.
Воспитатель: Я слышу кто – то к нам летит. Кто это, ребята?
Дети: Сова.
СЛАЙД №2 (МУДРАЯ СОВА)
Воспитатель: Дети, Мудрая сова приготовила для вас интересные вопросы и не пропустит нас в лес, пока мы не ответим на её вопросы. Садитесь, пожалуйста, на брёвнышки и слушайте внимательно. (Дети садятся на брёвна).
СЛАЙД №3 (СОВА С ВОПРОСАМИ)
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Какая цифра спряталась в слове семья?
4. Сколько пальцев на одной руке?
5. Какой сегодня день недели?
6. Сколько раз в году бывает день рождения?
7. Сколько углов в треугольнике?
8. Что бывает раньше: утро или вечер?
9. Из какой посуды нельзя ничего съесть?
10. Сколько глаз у светофора?
Воспитатель: Умницы! Мы ответили на все вопросы, и сова пропускает нас в лес.
СЛАЙД № 5
(На экране появляется картинка с животными, спрятанными за деревьями)
Воспитатель:
- Дети, кто спрятался в лесу?
- Сколько всего зверей спряталось в лесу, можем ли мы сразу сказать? Как ты думаешь, Катя?
- А что нужно сделать, чтобы определить точное количество животных? (Дети считают, подводят итоги)
Воспитатель: Молодцы, вы быстро и правильно посчитали.
- А теперь ответьте, есть ли на лесной полянке лишние животные? Назовите.
Дети: Собака и овца. Это домашние животные.
Воспитатель: Сколько на поляне диких животных? А домашних? Кого больше: домашних или диких? На сколько больше? (Ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть на полянке? Игра называется «По порядку становись!».
Дети выходят из-за столов, берут по одной цифре, пока играет музыка «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись!» дети строятся по порядку. Игра повторяется 3 раза.
СЛАЙД №6 (ПОЛЯНКА)
- А теперь давайте дальше путешествовать по лесной полянке. Я слышу кто- то к нам приближается. Отгадайте, кто это?
Лежала под елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ежик)
СЛАЙД №7 (ЕЖИКИ И ЯБЛОКО НА ПОЛЯНКЕ)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему ежики все такие грустные?
Дети: Не могут поделить яблоко.
Воспитатель: А давайте поможем ежикам разделить яблоко.
На какую геометрическую фигуру похоже яблоко?
Дети: Круг.
Воспитатель: На нашей полянке есть столики и стульчики, давайте присядем на стульчики и поучимся делить круг.
Вначале мы должны сложить круг пополам, хорошо разгладить. Затем разворачиваем круг, складываем опять пополам по диагонали так, чтобы линии сгиба совпадали и разрезаем его по линии сгиба один раз. Как вы думаете, как называются получившиеся части круга? Правильно, эти части называются половинками круга. Они всегда меньше, чем круг. А теперь мы складываем половинки вместе и разрезаем их по линии сгиба. Подумайте и скажите, как называются получившиеся части круга? Да, верно, они называются четвертью круга.
- Дети, четверть круга больше или меньше круга? (Меньше круга)
- Почему? (Потому что из целого круга получилось 4 части)
- Круг всегда больше его части.
Так на сколько частей нужно разделить яблоко, чтобы досталось всем ежикам?
Дети: На четыре.
- Значит, каждому ежику достается что? (Одна четвертая часть или четвертинка) .
- Давайте проверим, правильно ли мы решили.
СЛАЙД № 8 (ЕЖИКИ С ЧЕТВЕРТИНКОЙ ЯБЛОКА)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас Ёжики предлагают с ними поиграть. (Дети встают со стульев, образуют круг и поворачиваются друг за другом).
Физкультминутка «С ёжиком в лес».
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется (лёгкое пощипывание)
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать).
Воспитатель: Отправляемся снова в путь.
(слышится уханье совы)
СЛАЙД №9 (СОВА С ЦИФРАМИ)
Воспитатель: Дети, мне кажется, что Мудрая сова дальше нас пускать не хочет.
Нам необходимо вспомнить все, что мы о ней знаем. Пожалуйста, садитесь на стульчики.
Дети: Днем спит, ночью летает. Прохожих пугает.
Воспитатель: А почему сегодня она не спит? - А я догадалась. Она очень переживает, потому что потеряла цифры.
Воспитатель: Наша задача – найти «потерянные» цифры.
- Какие же цифры живут рядом с цифрой…
- Молодцы, ребята. Костя, выйди пожалуйста к доске и поставь нужную цифру.
(Дети по очереди выходят к доске и ставят нужные цифры).
А ещё Мудрая сова приготовила для нас геометрические фигуры.
- Ребята, какие фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
• Воспитатель: Молодцы, ребята, мудрая сова очень обрадовалась, что мы помогли найти ей цифры. И другие лесные жители благодарны нам. Давайте и мы подарим лесным жителям платочки. На столах у вас лежат чистые листочки, украсим их красивым узором- геометрическими фигурами.
• В левый верхний угол положите овал.
• В правый нижний угол положите квадрат.
• В правый верхний угол положите круг.
• В левый нижний угол положите прямоугольник.
• В середину листа положите треугольник.
Подведение итогов:
Ребята, вам понравилось в лесу? Что понравилось больше всего? Что мы с вами делали? Чему научились новому? И т. д.
- Итак, дети, наше путешествие по лесной полянке завершилось. Пора возвращаться в детский сад. 1,2,3- повернись, в детском саду очутись! Вам трудно было отвечать на вопросы Мудрой совы? Так вот, если вы правильно отвечали на все вопросы и задания, и вам было все понятно, то вы можете посадить на полянку цветок. А если вы испытывали трудности, не знали, как ответить на вопросы и задания, то возьмите тучку и поместите ее на небо. (Дети берут цветы или тучки и приклеивают на лист ватмана).
Давайте все вместе полюбуемся цветочной полянкой. А туч на небе у нас совсем мало. Молодцы!