Папки-передвижки

Лепка и плетение из фольги как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Инна Пискунова
Лепка и плетение из фольги как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью в современном российском обществе людей неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.

Публикация «Лепка и плетение из фольги как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самооценки и неповторимости дошкольного периода детства.

Для этого необходимо

Лепка и плетение из фольги – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Данная техника очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка и плетение из фольги дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка и плетение – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из фольги можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.

Занятия лепкой и плетением из фольги комплексно воздействуют на развитие ребенка : благотворно влияют на нервную систему; повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка и плетение из фольги наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, поэтому считаю данную тему актуальной.

Содержание работы

"Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии".

О. Шорсс

Цель:

-Создание условий для развития инициативы творческих способностей ребенка. Формирование познавательного интереса.

Задачи:

- Развитие творческого воображения и фантазии детей дошкольного возраста.

- Познакомить с новым бросовым материалом – фольгой, её свойствами.

- Познакомить детей с техникой «плетение и лепка из фольги».

- Способствовать овладению техническими приемами работы с фольгой как материалом для лепки и плетения : сминание хватательными движениями рук и кончиками пальцев, скручивание, скатывание.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развивать умение самостоятельно продолжать выполнять работу без помощи взрослого.

- Учить ребенка действовать по словесной инструкции.

Материалы: фольга, пластилин, деревянный конструктор, картон.

Техники изготовления поделок

1. Скульптурная лепка (фигуры и предметы делаются точно так же, как из пластилина - сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяют вместе, образуя нужную поделку. Фольга сама настолько прочно держит форму нужных деталей и их соединения, что порой для работы с ней не требуется никаких инструментов кроме собственных ладоней).

2. Обёртывание предметов (берётся бросовый, синтетический, природный, текстильный материал и оборачивается фольгой разглаживается по форме.);

3. Жгутиковое плетение а). Из полоски фольги скатывается колбаска, перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик). Из этого жгутика изгибается контурное изображение предмета, накладывается на картон и заполняется тонким слоем пластилина (от контура к середине); б) Из полоски фольги скатывается колбаска, перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик). Из этого жгутика изгибаются украшения (кольца, бусы и т. д.)

4. Тиснение (на готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной примерно 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой. Сверху вдавливается рисунок (принцип печати).

5. Прессовка (из фольги лепится любая форма, затем сильно сплющивается и выглаживается по любой гладкой поверхности (медальоны).

Задача воспитателя - раскрыть творческие способности в детях. В процессе работы с бросовым материалом дети, приобретают трудовые умения и навыки, развивают воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами и узнают свойства того или другого материала.

Фольга - это прекрасный материал для изготовления поделок. Она сама по себе выглядит интересно, а сочетание фантазии и умения рождает удивительные поделки своими руками.

При работе с фольгой, как и с другими нетрадиционными материалами, нет жесткой заданности, строгого контроля, который присутствует на обычных занятиях. Зато есть творческая свобода и радость результат обычно эффективный и почти не зависит от умелости и способности детей. Эксперименты с фольгой — это маленькая игра, в которой раскрываются такие качества, как инициативность, самостоятельность. Формируются художественно-творческие способности в художественно-продуктивной деятельности, реализуется развитие исследовательской деятельности, возможность участия детей в элементарных опытах с фольгой, позволяющие познать ее свойства, качества, возможности.

План работы

месяц № название

сентябрь 1 ягодки

2 лесенка

3 гриб на полянке

октябрь 4 грибок

5 Домик

6 ёлочка

7 ветка рябины

ноябрь 8 дерево

9 Утка

10 рыбка

11 снеговик

декабрь 12 ёлочная игрушка

13 новогодняя ёлочка

14 снежинка

15 гирлянда

январь 16 зимняя сказка

17 узоры на окне

18 морское дно

февраль 19 корабль

20 осьминог

21 самолёт

22 гвоздики

март 23 цветы для мамы

24 Роза

25 Бусы

26 красочные яйца

апрель 27 неизведанные планеты

28 чайный сервиз

29 гроздь винограда

30 Салют

май 31 паучок

32 бабочка

33 цветочная поляна

Именно изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников, напрямую способствующая развитию творческого потенциала и реализации самостоятельной творческой активности детей. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, приобретает различные знания, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать.

Программа ориентирована на средний, старший и подготовительный возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми среднего возраста предлагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. На сегодняшний день, программа разработана на 1 год обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания ребенка. Предполагается продолжить работу на старшем, подготовительном возрасте с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам воспитанников, при появлении новой технологии.

Задания по темам усложняются, предъявляются требования к качеству лепки и плетению, декорированию. Занятия длятся 30 минут. Первый год обучения рассчитан на 1 занятие в неделю, в год составляет всего 33 занятия. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших приемах лепки и плетения из фольги. В дальнейшем, предполагается изготовление более сложных по технике выполнения изделий, создавая неповторимые изделия.

Методы обучения:

• - объяснение, беседа, диалог, консультация;

• - наглядный (использование наглядных пособий, журналов, образцов изделий, рисунков, методических пособий по технологии изготовления изделий);

• - использование ИКТ;

• - мастер-класс;

• - открытое занятие.

Занятия проходят в форме:

• - практикум по разделам;

• - рассказ, беседа, игра;

• - наблюдение, оценивание процесса выполнения;

• - индивидуальная творческая деятельность под руководством воспитателя;

• - творческие отчеты;

• - выставки как результат своей деятельности;

• - показы работ.

Результативность обучения.

К концу первого года обучения воспитанники должны знать:

• названия элементов;

• названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

• основные приемы лепки и плетения.

Уметь:

• правильно организовать рабочее место;

• применять приобрет нные навыки на практике;

• лепить и плести несложные изделия из фольги;

• отличать плоские и объемные фигуры;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• выполнять работы согласно технологии;

• сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Педагогические приемы:

• Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

• Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);

• Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка и т. д.);

• Сотрудничества, позволяющего воспитателю и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

Методы проведения занятия:

Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, книг, образцов изделий, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с фольгой воспитатель постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Библиография

Историческая справка

Люди во все времена занимались рукоделием. В древности они камнем на камне высекали наскальные рисунки, с помощью жил и костяных игл сшивали куски шкуры из меха, нанизывали на кожаные шнурки красивые камушки и ракушки, плели из коры и веток корзины, лепили кувшины из глины. И всегда для людей было важно, чтобы изготавливаемые ими вещи были не только практичными, но и красивыми. Поэтому глиняные кувшины украшали росписью, одежду – вышивкой, деревянные изделия – резьбой, а металлические – чеканкой. Всегда, когда появлялся новый доступный материал, люди сразу же приспосабливали его для художественного творчества. Появились веревки – возникло макраме, появилась бумага – возникло оригами… Если бы алюминиевая фольга стала доступна людям в каменном веке, то сейчас бы археологи с гордостью демонстрировали нам сплетенные из нее украшения времен неолита. Но, несмотря на то, что алюминий самый распространенный металл на земле, ученым удалось впервые получить его в чистом виде только в 19 веке. Это было очень трудной задачей, поэтому некоторое время алюминий был редким металлом и ценился дороже золота. Весьма знатные и влиятельные особы, не жалея денег, заказывали себе алюминиевые пуговицы и столовые приборы, чтобы похвастаться такой невиданной роскошью. Но в 20 веке людям окончательно покорилось электричество, был найден дешевый способ производства алюминия, и он стал широкодоступным материалом. Алюминиевые вилки и ложки, о которых мечтали императоры, стали атрибутами дешевого общепита. А вслед за штампованными изделиями появилась и алюминиевая фольга.

Это восхитительный современный полностью безопасный материал, как будто специально создан для рукоделия. Легкая, гибкая и блестящая она не боится воды и высоких температур, не требует при работе специальных инструментов и, что не мало важно, ее можно купить в каждом хозяйственном магазине и стоит она очень дешево.

Поделки из фольги - отличное украшение для интерьера, прекрасный подарок к любому празднику… Цветы будут радовать в любое время года и никогда не завянут, снежинки украсят помещение и никогда не растают, предметы приобретают сказочный, яркий вид.

Поэтому не удивительно, что с самого момента ее появления мастера и мастерицы пытались приспособить ее для создания украшений и художественного творчества : заворачивали в нее орехи и конфеты, чтобы повесить на новогоднюю елку, обклеивали картонные коробочки, мяли и прессовали в виде различных фигурок и скульптур. Но оказалось, что это далеко не все, на что способна обычная алюминиевая фольга. Плетение из фольги стало следующим большим шагом в применении этого нового современного материала в области художественного творчества. Когда люди видят сплетенные из фольги изделия, они не сразу понимают из чего и как это сделано, а разобравшись, что к чему, не могут поверить, что за целый век существования этого материала, никто до такого не додумался.

Плести из фольги так просто и здорово, что сразу начинает казаться, будто этот доступный даже детям вид рукоделия существовал всегда. Действительно, у него был шанс родиться каждый раз, когда кто-то, съев конфету или шоколадку, начинал мять и крутить в руках уже бесполезный, но такой красивый и блестящий фантик. Но, то ли у сладкоежек были дела поважнее, то ли никто не ел конфеты в нужных для озарения количествах, но получилось так, что именно мне, Олесе Емельяновой, однажды пришла в голову мысль найти фантикам лучшее применение, чем мусорная корзина. Из золотых оберток от «Осеннего вальса» и других нарядных конфеток она начала плести миниатюрные цветочки, бабочек и золотых рыбок. Знакомые ребятишки с энтузиазмом собирали для нее подходящие фантики, чтобы потом обменять на диковинную поделку.

Но сбор фантиков шел медленно, размер их невелик, а идей было много, поэтому она начала искать более доступную и удобную для работы замену. Далеко ходить не пришлось, ведь в каждом доме найдется рулон пищевой фольги. Она, конечно, не так блестела, как золотая, зато не заканчивалась на самом интересном месте. Так из «золотых дел мастеров» она перешла в разряд «серебряных». Теперь можно было плести все, что душе угодно: цветы в натуральную величину, подсвечники, абажуры, игрушки, фигурки зверей и птиц.

Вот так она сделала следующий шаг в применении относительно нового для человечества материала и изобрела новый вид творчества – плетение из фольги или, как еще его называют, «FOILART» (от объединения английских слов «фольга» и «искусство»). Нигде в мире ничего подобного не было, поэтому Россию можно смело назвать родиной этой удивительной техники, подтверждением чего служит полученный Олесей патент на изобретение №2402426 *. Защитив свое изобретение, она решила, что пришло время познакомить с ним не только друзей и знакомых, но и широкую общественность.

В 2008 году фирма «Эльф-маркет» выпустила первую серию наборов для творчества. В нее вошли 11 наборов: цветы, бабочка, пасхальное яйцо и подсвечник. Кстати именно из-за названия этой серии к плетению из фольги и пристало второе название техники – «FOILART».

В 2011 году в издательстве «АСТ-ПРЕСС» вышла первая в мире книга по плетению из фольги «Фольга. Ажурное плетение». Это красивое подарочное издание со множеством фотографий. В книгу вошли мастер-классы по плетению из фольги цветов, подсвечников, салфеток, ваз, корзин и животных.

В 2012 году фирма «Десятое Королевство» выпустила еще одну серию наборов плетения из фольги, в которую вошли 6 моделей: шкатулка, листья деревьев, бижутерия, подсвечники и миниатюрный велосипед.

В 2014 году искусство фоиларта продолжило свое триумфальное шествие по рынку наборов для детского творчества. Фирма «Русский стиль» выпустила серию наборов по плетению из фольги под новым названием «Sparkling Art», что переводится, как блестящее искусство или сверкающее искусство. Изделия, сплетенные из алюминиевой соломки, действительно, блестят за счет неровной металлической поверхности фольги. В серию вошли 4 модели: лошадка, улитка, рыбка и диадема.

Также на сайте Олеси Емельяновой можно прямо сейчас стать участниками бесплатных мастер-классов и освоить технику фоиларт, не отходя от компьютера.

Изделия, сплетенные из фольги, выглядят очень эффектно, но в их изготовлении нет ничего сложного. Несмотря на то, что плетение из фольги новый вид творчества, у него много общего с традиционными видами рукоделия. Процесс подготовки материала – скручивания жгутика из полоски фольги, очень похож на прядение нити. Наши прапрабабушки так долго занимались этим вручную, что генетическая память об этом занятии жива до сих пор. Сам же процесс плетения из фольги похож и на плетение кружев, и на плетение из проволоки, и на работу ювелира, поэтому «FOILART» нельзя однозначно назвать чисто женским рукоделием. Плести из фольги просто, увлекательно и нравится всем, кто ценит красоту и изящество, любит украшать свой дом, удивлять и радовать своих близких.

Список литературы

1. Емельянова О. В. «Фольга. Ажурное плетение» М. : «Аст – Пресс Книга»,2012-104с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музицированияРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования Целью элементарного музицирования в детском саду является  игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизацийРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе песенных, инструментальных импровизаций Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка и плетение из фольги как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2024 в 20:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка и плетение из фольги как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Пискунова (УИ 439142) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД