Елена Слепцова
Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Легенды и сказания родного Верхоянья»
В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Публикация «Проект „Легенды и сказания родного Верхоянья“» размещена в разделах
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: Сказки, песни, легенды, сказания – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальный,так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования.
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта,самосознания нации,а также выражением нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях, слушая,произведения устного творчества,знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни,о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, рек и др. Знакомим с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество,ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное,понятное повествование,где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами. Одной из важнейших задач,стоящих перед нашим обществом в настоящее время,является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить,не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества. Легенды, сказания исторические рассказы – распространенный среди якутов фольклорный жанр. Это живой массовый жанр, отличный от других жанров устного поэтического творчества. Первым легенды и сказания жителей Верхоянского улуса начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывавший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70-е годы 19 века.
Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе легенд и сказаний Верхоянского района для приобщения детей к культуре своего народа.
Задачи:
1. Расширять представления детей о многообразии произведений устного творчества.
2. Пробудить интерес к культуре своего народа.
3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
4. Формировать у детей положительную отзывчивость.
5. Развивать творчество, фантазию, наблюдательность,воображение.
6. Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании,лепке,аппликации.
Предварительная работа:
1. Записать легенды и сказания старожилов Верхоянского улуса.
2. Разработать сценарии «Уьуйээн киэьэтэ» для приобщения детей к культуре своего народа
3. Составить сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа
4. Создать по легенде мультипликационный фильм.
Методологической основой проекта являются исследования Серошевского В. Л «Якуты»; исследования Худякова И. А «Краткое описание Верхоянского округа» ; Иванова М. С-Багдарыына Сулбэ;Эргисэ Г. У. «Саха былыргы сэьэннэрэ уонна кэпсээннэрэ»; Ксенофонтова Г. В. «Эллайада» о фольклоре якутов ;работа Волкова Г. Г. о педагогике любви.
Новизна исследования: составлен сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, создан мультипликационный фильм.
Практическая значимость: возможность применения воспитателями сборника легенд и сказаний Верхоянского улуса и сценария развлечения, показ мультипликационного фильма в дошкольном образовательном учреждении.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком. Как видно из вышеизложенного, в легендах и сказаниях интерпретированы основные вехи ранней истории якутского народа. В их сюжетах и образах мы находим элементы раннего представления человека об окружающем мире, этические нормы поведения и житейские правила. Эти жанры якутского фольклора в наше время уже не функционируют в «чистом виде». Легенды и предания, в которых образной и яркой форме отражены различные факты и события из жизни народа, бытуют самостоятельно. И все они обретают новую жизнь в литературе и искусстве.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки др. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Со слов сторожил г. Верхоянска собрала легенды и сказания, в сборник вошли пятнадцать легенд и сказаний : о добре, о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Актуальность проекта :
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Основные принципы работы по приобщению дошкольников к культуре своего народа:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников осуществляется через различные виды деятельности воспитательно–образовательного процесса. • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
• Знакомить детей с легендами и сказаниями включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа.
• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.
Детей ознакамливаю с легендами и сказаниями в фольклорном кружке: «Дьэ, эрэ ноо!». В том числе, течении года были проведены следующие мероприятия: развлечение «Уhуйээн киэьэтэ», был создан мною по легенде «Куустээх Аапый» мультипликационный фильм.
Такие развлечения и вечера становятся прекрасным зрелищем, которые надолго остаются в памяти детей. Любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его языку и искусству, чувство гордости и восхищения творческим гением и мудростью народных масс – все это имеет огромное эстетическое влияние, объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.
Итак, знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщится к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.
Выдающийся этнопедагог Г. Н. Волков писал: «Золотое правило нравственности гласит:
«Без памяти (исторической) – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа как исторической личности»
Это правило требует детальной расшифровки в будущем: культура и воспитание – в центре, тем более есть культура воспитания, которая дает выход к традициям – традиционная культура воспитания. Что же касается личности, то она и результат воспитания.
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Появятся удивительные возможности дать почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитать на прогрессивное развитие.
Одним из истоков развития детской литературы в Якутии явилось богатое устное народное творчество. С незапамятных времен героической эпос – Олонхо, народные предания и легенды, песни, сказки являлись для якутских детей источником знаний о прошлом и настоящем своего народа, учебником родного языка. Ясная образная форма произведений фольклора, наличие гуманистических и благородных идей делали их доступными и понятными детям с самого раннего возраста.
И потому не случайно, что первыми якутскими писателями активно используется все богатство родного фольклора, который выступает своеобразной школой мастерства для начинающих, подсказывая сюжеты и тематику первых произведений для детей. В результате на начальном этапе развития якутской детской литературы наблюдаются характерные для фольклора художественные формы, словесно – изобразительные средства и сюжеты фольклора, а также прямая обработка произведений фольклора.
Однако устное народное творчество не было единственным источником зарождения детской литературы. Как известно, устное народное творчество у центральных, южных и северных якутов различно. Это зависит от мест обитания, условий проживания, занятия населения, показывает различия в освоении территорий проживания.
Первым легенды и сказания жителей Верхоянского района начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70 годы 19 века. В 1923 – 1924 годах 20 века в этих краях побывала этнографическая экспедиция под руководством известного ученого – фольклориста Г. В. Ксенофонтова. Затем в 40- годах сюда специально приезжал известный фольклорист А. А. Саввин и собрал богатейший материал, но к сожалению, опубликованы не были. Только в изданной в 1960 г книги Г. У. Эргиса «Саха былыргыы сэьээннэрэ уонна кэпсээннэрэ» были напечатаны несколько легенд и сказаний старожилов Верхоянского района записанных в то время. Дело продолжают работники районного управления культуры под руководством начальника управления Стручкова В. П. Их первая книга под названием «Уьуйээннэр» вышла в п. Батагай в 2006 году.
В краткой литературной энциклопедии говорится: «Фантастика легенды возникает на почве социально – утопических или религиозных стремлений народа и связано с попытками объяснить явления природы и общественная жизнь. Хотя многие легенды отличаются высокими поэтическими достоинствами, на первое место обычно выдвигается их познавательная или нравственная функция. Поэтому бытования легенды всегда обусловлено определенным кругом космологических, географических, социально-политических и других представлений. Текст фольклорной легенды отличается неустойчивостью и может быть сюжетно завершенным или отрывочным, эпизодическим».
Остроумны, поучительны, полны художественных находок и, снести восприятия мира и сказки и легенды Верхоянского улуса. В произведениях наблюдаются стремление к более глубокому проникновению в психологию людей, к художественной простоте, отвечающей эстетическому вкусу читателей.
Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях. Слушая, произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки и. т. д. Знакомимся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений.
Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное, понятное повествование, где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества.
Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным,эстетическим.
Таким образом, у каждого народа свои сказки,легенды и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями,мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа,богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.