Веженко Татьяна Александровна
Познавательно-творческий проект «Сибирские сказания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
В Законе «Об образовании Российской Федерации» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Сибирские сказания“» размещена в разделах
С введением в дошкольное образование ФГОС ДО, среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании детей. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Данный проект, реализуемый в рамках проекта «Культурная столица Красноярья», составлен с учетом национальных и региональных особенностей Сибири и предусматривает, создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности, привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям, а так же знакомство дошкольников с культурными истоками Сибирского края.
Гипотеза: если создать такое пространство, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: познают культурные ценности прошлого и настоящего, то в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории, обычаях, традициях Сибири, смогут сохранить и отражать свои впечатления в дальнейшей жизни.
Тип проекта:
по содержанию: познавательно - творческий;
по времени: краткосрочный.
Вид проекта: педагогический.
Цель проекта: ознакомление детей с жизнью, традициями и творческим наследием народов Сибири.
Образовательные задачи:
Обучающие:
Познакомить с характерными особенностями сибирского фольклора;
Формировать представления о культурных традициях сибиряков;
Изучить разные жанры сибирского фольклора.
Развивающие:
Развивать детскую активность, через сибирские подвижные игры.
Воспитательные:
Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, гордости за свой край.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
• Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
• Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Сибири с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как ценность состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.
Ожидаемый результат:
Дети знают характерные особенности сибирского фольклора;
Имеют представления о культурных традициях сибиряков;
Изучили разные жанры сибирского фольклора.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение:
• Информационное (интернет, познавательная и методическая литература,
энциклопедии)
• Материально-техническое (ноутбук, наглядные пособия, костюмы, народная утварь,
• Кадровое (педагоги группы).
Технология проекта:
Этапы проекта: подготовительный, основной, итоговый.
1 этап - Подготовительный.
На подготовительном этапе были определены объекты изучения и направления деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта, сформулированы тема, цели и задачи проекта. А так же был составлен план работы, подобран материал (видео материалов, литературы, иллюстраций, фотографий, атрибутов, предметов быта старины) и оборудование для работы, определен ожидаемый социально-значимый результат. Чтобы привлечь родителей к проекту представили для них консультации на тему: «Знакомим детей с творчеством Сибирских писателей», «Роль Сибирской сказки в духовно-нравственном развитии детей» (Приложение 7, «Многообразие коренных народов Сибири» (Приложение 8, «Подвижные игры народов Сибири» (Приложение 9, «Как у детей воспитать любовь к родному краю» (Приложение 10, «Рекомендации родителям по изучению темы «Сибирские сказания». (Приложение 11).
При изучении этой темы столкнулись с проблемой как преподнести материал соответственно возрасту воспитанников.
2 этап – Основной.
При реализации основного этапа проекта «Сибирские Сказания» с детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание и чтение фольклорных произведений (сказки, песни, хороводы). Были подготовлены ряд презентаций по теме проекта, подобранны мультфильмы. В ходе этой ребята познакомились с историей Сибири, историей и особенностями сибирского костюма, кухни, быта, обрядов и традиций.
Ребята с удовольствием украшали предметы одежды орнаментом. Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали и беседовали по теме проекта, подбирали и читали сибирские сказки, легенды и стихи. Так же для родителей была разработан буклет «Мастер – класс «Сибирские игрушки». Исходя из интересов детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, в группе была создана развивающая среда (мини музей «Сибирская изба», необходимая для реализации проекта. Выставка литературы и буклетов по теме проекта.
3 этап – Заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с культурой и традициями Сибири, создание библиотеки и видеотеки по теме проекта.
Итоговое мероприятие «Ярмарочные гуляния» (Мастер-класс «Сибирская игрушка») (Приложение 5, (Приложение 6)
План реализации проекта.
Мероприятия или основные направления деятельности
Подготовительный этап
Выбор темы, постановка проблемы, формулирование цели и задач проекта.
Подбор материала (видео материалов, литературы, иллюстраций, фотографий, атрибутов, предметов быта старины).
Подбор методической литературы по теме проекта.
- Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта.
Индивидуальные беседы с родителями.
Основной этап
Чтение книг по теме проекта.
Рассказ-беседа «Кто живет в Сибири»
Беседа «Коренные жители Сибири»
Беседа «Ремесло народов Сибири – изделия из бересты»
Просмотр фильмов по теме проекта.
«В гости к деду Краеведу – Красноярский край»
Рассматривание альбомов: «Народные музыкальные инструменты Сибири», «Народы Сибири»
Просмотр презентаций и мультфильмов по теме проекта.
НОД познавательное развитие «Сибирская игрушка» (Приложение 1)
НОД развитие речи «Сказания и легенды Сибири» (Приложение 2)
НОД ФЭМП «Быт сибирского народа» (Приложение 3)
НОД художественное творчество «Традиции сибирского народа» (Приложение 4)
Оформление стенда для родителей «Сказки Сибири»
Буклет «История тряпичной куклы «Отдарок-на-подарок»» (Приложение 5)
Мастер – класс «Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок»» (Приложение 6)
Заключительный этап
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с культурой и традициями Сибири, создание библиотеки и видеотеки по теме проекта.
Итоговое мероприятие «Ярмарочные гуляния». Мастер-класс «Сибирская игрушка» (Приложение 6)
Вывод:
Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых
предметов быта и национальных праздников.
Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек.
В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни коренных народов Сибири.