Светлана Аствацатурова
Проект по экологии «Природа родного края глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Природа родного края глазами детей»
Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интел-лектуального, нравственного и речевого развития ребенка. (В. А. Сухомлинский)
Участники:дети подготовительной логопедической группы,воспитатели,учитель-логопед,родители.
Вид проекта : среднесрочный
Публикация «Проект по экологии „Природа родного края глазами детей“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : информационно-творческий
Направленность: развитие познавательных и творческих способностей уча-стников проекта.
Актуальность проекта :
Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологиче-ских проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окру-жающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в ча-стности, дошкольников одной из главных задач.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольни-ков приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое воспитание имеет большое значение, так как является на-чальной ступенью экологического образования.
Цель проекта :
Воспитывать у детей дошкольного возраста положительное отношение к природе, дать экологические знания, учить детей любить и беречь природу, бережно относиться ко всему окружающему, развивать речевые и коммуни-кативные навыки.
Задачи проекта :
• Развитие познавательного интереса к природе,
• Формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения,
• Формирование умений и навыков наблюдений за природными объек-тами и явлениями,
• Воспитание восприятие себя как части природы,
• Формирование навыков рационального природопользования и желания охранять и беречь природу.
• Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных яв-лениях;
• Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)
• Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
• Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
• Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное от-ношение к окружающему миру;
• Развивать интерес к родному краю,
• Развивать навык коммуникации.
• Развивать внимание, память и мышление.
• Воспитывать у детей патриотические чувства: любить природу родного края и охранять её.
• Развивать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
• Речевые задачи
• Расширять словарный запас: обогащать и актуализировать названия и обобщающие понятия Расширять словарь существительных, прилага-тельных, глаголов, наречий и предлогов. Расширять словарь антони-мов.
• Улучшать грамматический строй: тренировать в согласовании при-лагательного с существительным в роде, числе и падеже, в согласова-нии существительных с числительными, при склонении существитель-ных, спряжении глаголов, образовании существительных с помощью суффиксов ОНОК, АТ, ИХ, ИЦ в образовании множ, числа существи-тельных. В образовании относительных и притяжательных прилага-тельных. Формировать навык подбора родственных слов.
• Развивать навык построения различных синтаксические конст-рукции. Отрабатывать различные структуры предложений: распро-страненные с определением, с дополнением, с однородными членами предложения. Сложносочиненные с союзами А, НО, сложноподчинен-ные с союзами КОГДА, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО. Наращивать синтак-сической структуры, начиная от 1 слова.
• Развивать связную речь: выработка навыка составления описатель-ных рассказов по мнемотаблицам, составление рассказа по картине и по серии картин, пересказ рассказа, сказки.
Природное окружение представляет большие возможности для разнообраз-ной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллекту-альных способностей.
«Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал рус-ский писатель М. М. Пришвин.
Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязне-ния, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача об-щества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное : она встречает детей морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет ос-тановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рожда-ет чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству.
Реализация проекта :
Занятия всем видам деятельности:
Ознакомление с окружающим: «Знакомство с Красной книгой». «По
страницам Красной книги». «Зимующие птицы». «Покормите птиц зимой». «Природа родного края». «Зимний лес». «Дикие животные зимой». «Обитате-ли водоёмов». «Комнатные растения».
Занятия по развитию речи по лексическим темам «Овощи» «Фруты»
«Ягоды» «Грибы» «Деревья» «Цветы» «Осень» «Зима» «Весна» «Лето» «Домашние животные» «Дикие животные нашего леса» «Аф-риканские животные» «Животные Севера» «Перелетные птицы» «До-машние птицы» «Зимующие птицы» «Насекомые» «Рыбы». Были состав-лены описательные рассказы с опорой на мнемотаблицы «Яблоко» ,«Апельсин», «Береза» ,«Осень» ,«Зима» ,«Весна» Были составлены расска-зы по серии картин по картине «Отлет птиц» «Воробьишко» «Хитрый за-яц» «Зимние забавы»
Изодеятельность: Рисование: «Зимний лес». «Лесные звери». «Снеги
ри на ветках». «Моё любимое животное Красной книги».
Аппликация: Коллективная «Мой город зимой». «Снегири за окном».
«Птички-синички». «Моё любимое животное». Коллективная «Птицы у кормушки».
Лепка: пластилинография «Снегири, синицы». «Рыжая лиса». «Бе
ленький зайчишка»,«Маленькая ёлочка».
Коллективная работа изготовление плаката «По страницам Красной книги»
Конкурс кормушек «Синичкин день».
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, растениями в зимний период.
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Дидактические игры: «Отгадай и нарисуй». «Детки с какой ветки». «Кто как поёт?» «Какое насекомое, назови». «Выбери нужное». «Где снежинки?» «Звери, птицы, рыбы».«Когда это бывает?» «Из чего, что сделано». «Вре-мена года». «Цветочный магазин».«Лекарственные растения». «Кто, где живет?» «Назови растение».
Речевые игры
«Мой, моя, моё», «Скажи ласково», «Один — много», «Какой, какая, ка-кое?», «Какой лист? Какой сок», «Сосчитай — ка до 5», «У кого кто?»,
«Четвертый лишний», «Чего (кого) не стало?», «Чудесный мешочек»,
«Кто, где живет» «Летает, плавает, бегает» «Исправь ошибку», «Чей хвост».
Использование разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, герба-рий, игровой материал;
Использование художественной литературы: пословицы, поговорки, за-гадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художест-венной литературе содержится полезный и богатый познавательный матери-ал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.
Взаимодействие с родителями
Особое место в своей работе мы уделяем совместной деятельности детей и их родителей : - еженедельно в группе выставляется информация для родите-лей о лексической теме недели, в которой предлагаются задания для обога-щения словаря детей, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с экологией; - тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах
Состоялся мастер-класс для родителей на тему «Антонимы», на котором родителями проиграли слова-наоборот на примере природных тем
Прошло открытое занятие для родителей на тему «Домашние животные»
Состоялся конкурс кормушек «Синичкин день».
Такой подход в нашей деятельности способствует сотрудничеству, эмоцио-нальному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Вывод: В процессе реализации проекта у детей повысилась познавательная активность, упрочились знания о природных явлениях родного края, закре-пилось правильное поведение на природе, сформировалось гуманное, береж-ное отношение, патриотизм к природе средней полосы России, дети научи-лись видеть красоту природы в любое время года. Дети закрепили обобще-ния, расширили и уточнили словарный запас, улучшился грамматический строй и сформировалась связная речь.