МААМ-картинки

Коми легенды и предания

Анастасия Учаева
Коми легенды и предания
▼ Скачать + Заказать документы

Васа – водяной, дух-хозяин воды.

Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды и водной живности и прочую подводную нежить.

Соответственно, и отношение к ним было различным. Водяной дух-хозяин мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном.

Васа в человеческом обличье (рослый мужчина с длинными темнозелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан) иногда появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.

Публикация «Коми легенды и предания» размещена в разделах

Представляли водяного и в виде могучего старика с седой бородой.

Северные коми-зыряне считали, что внешний вид Васа зависит от погоды: в дождливые, ненастные дни он появляется в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращается в блондина с голубыми веселыми глазами и белым лицом (отражение народных представлений о человеческой красоте).

В человеческом облике Васа появляется на берегу и для того, чтобы вступить в схватку с лешим, которого не любит за брошенные в воду коряги.

В виде человека он представал также перед рыбаком, который ранил его сына, находившегося в облике большой щуки, приглашая его к себе под воду, чтобы вылечить сыну раненный глаз. Считалось, что кровь у водяного синего цвета.

Гораздо чаще, по представлениям коми рыбаков, Васа представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, поскольку верили, что находящийся в их обличьи Васа способен обратить острогу против самого рыбака.

В облике человекорыбы (мужчины с рыбьим хвостом) Васа предстает в мифологическом зачине одной из коми сказок. Одинокая женщина жила на берегу реки и добывала себе на пропитание рыбной ловлей. Однажды к ней обратился водяной и посетовал, что он ей всячески помогает: выращивает рыбу, загоняет ее потом к ней в сети, а она ни разу его не угостила. Поскольку у водяного вместо ног был рыбий хвост, женщина устроила ему угощение прямо на берегу, после чего они «согрешили», и у неё от водяного духа появились два сына.

Считалось, что Васа не даст рыбы, если плюнуть на берегу водоема. За ругательство, произнесенное во время заброса невода, водяной дух мог в клочья изодрать сеть.

Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, как и лесным духам, им полагалось делать приношения.

Врса – лесной дух-хозяин, леший

Живым воплощением лесного духа или его ипостасью у коми считался медведь. Подобное, более или менее полное слияние образа духа-хозяина леса или гор с медведем отмечено у целого ряда сибирских народов.

Иногда Врса летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча, который, по представлениям коми, свидетельствовал о совершавшемся путешествии целой группы леших, воспринимаемом как свадебный поезд.

Если кто-нибудь смотрел на вихрь между ног сквозь растопыренные пальцы рук, то он мог увидеть лесного духа воочию.

Достаточно часто лесной хозяин представал в человеческом облике, сведения о котором также противоречивы. По различным версиям Врса от обычных людей отличает гигантский рост (с сосну) и отсутствие одежды; высокий рост, некрасивость и бородатость; вывернутые пятки ног (табъя кок) и прозрачность костей; отсутствие бровей и ресниц; отсутствие тени.

Лесной дух мог иметь и ничем внешне непримечательный облик: рослый человек в черном суконном кафтане, молодец в синем или белом шабуре, запахнутом левой полой наверх.

Жили лешие, по представлениям коми, в глухих лесных чащах в треугольных домах и вели там обычное крестьянское хозяйство. В обходе своих лесных угодий Врса обычно сопровождала его собака, отличающаяся от обычной тем, что от ее лая не было эха. Если охотник, встретив во время промысла собаку Врса, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые.

Популярным в цикле фольклорных текстов о Врса является сюжет борьбы Врса с водяным, в котором охотник оказывает Врса помощь.

Так, по одной из версий, фольклорный герой - охотник Йиркап - именно от Врса узнал о существовании волшебного, "своего" дерева (ас пу, из которого сделал себе волшебные лыжи-самоходы. Эту ценную информацию Йиркап получил за то, что, выстрелив из лука вводяного (Васа, спас Врса, который проигрывал в жестокой схватке хозяев двух природных стихий.

Более серьезным проступком было приписываемое лесному духу похищение людей. К нему попадали «проклятые» (посланные к Врса) дети. Врса уводил к себе также всех воров и мошенников, оказавшихся в лесу. Но он похищал и ни в чем не провинившихся людей, поселял у себя в доме и загружал тяжелыми хозяйственными работами. Считалось, что если в доме Врса ничего не есть и не пить, то он отпускал своего узника. Иногда он отпускал похищенного через некоторое время.

Для обеспечения удачи в промысле полагалось приносить дары лесному духу. Обычно это приношение приурочивалось к началу промысла, а также делалось в честь первой добычи.

.

Ен – верховный бог-демиург.

В коми-зырянских космогонических мифах Ен предстаё т в орнитоморфном облике: в виде лебедя, утки или голубя, в одном из мифов – в виде лягушки

Вместе с Еном в сотворении мира участвует его брат или же товарищ Омль, соперничающий с ним. Иногда они творят вместе, так, например, была создана скрипка, появилось кузнечное ремесло.

В коми-зырянской мифологии первыми кузнецами были боги-демиурги Ен и Омль. Ен решил научить людей делать инструменты из железа, но оно не сваривалось. Только после совета Омля Ен освоил кузнечное ремесло и обучил ему людей.

Сигудк (струнный смычковый музыкальный инструмент, с которым в коми-зырянской мифологии связано появление музыки, сделал Ен. Но Сигудк не звучал. Ен обратился за помощью к Омлю, и тот посоветовал прилепить к углу корпуса Сигудк кусочек коз сир «еловой смолы» и натереть ею смычок. Ен сделал так, и из Сигудк полилась музыка. Ен тогда проклял Сигудк, основным творцом которой, таким образом, стал Омль.

После сотворения мира во всём его многообразии и окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой он одержал победу, Ен отправляется жить на небо и больше в земные дела не вмешивается, то есть по своей сути становится так называемым «Праздным Богом»

Впрочем, по представлениям коми-пермян, Ен, который отличается от обычных людей тем, что может прожить тысячу лет (подразумевается «бесконечно долго», гигантскими ростом и физической силой, иногда нарушал принцип невмешательства в земные дела.

Если жители какой-либо деревни начинали поголовно грешить и бесчинствовать, Ен поднимал всю эту деревню одной рукой и забрасывал её далеко за море.

Образ Ена, мифы о сотворении мира привлекали коми писателей и художников.

Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян.

В энциклопедии «Мифология Коми» даются другие подробности из жизни легендарного зырянского охотника Йиркапа:

Согласно преданию Йиркап жил в верховьях Выми в селе Кони и занимался охотой.

Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера Синдор драку Васа и Врса (водяного и лешего). Васа одолевал лесного духа, тогда Йиркап пришёл к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука.

В благодарность за спасение Врса посоветовал охотнику найти в лесу Ас пу (Своё дерево, которое приносит счастье. После долгих поисков Йиркап нашёл это дерево.

По другой версии Йиркап нашёл своё дерево сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево.

Во всех вариантах предания говорится о том, что после удара Йиркапа топором по дереву, из дерева выступила кровь. После этого Йиркап срубил дерево (сосну) и сделал из него лыжи.

По другой версии, дерево само сообщило Йиркапу, что оно его Ас пу, и он может сделать из него себе, что захочет. Йиркап делает лыжи.

В третьем варианте дерево говорит Йиркапу, чтобы он сделал из него одну лыжину или приставил щепку обратно.

Сделанные Йиркапом из Своего дерева лыжи обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 км от села.

Едва поверхность озера Синдор покрывалась тонкой плёнкой льда, как Йиркап уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Еретнича (колдунья, односельчанка Йиркапа, однажды сказала ему, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если Йиркап его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете.

На следующее утро мать Йиркапа стала печь хлеб, увидела голубого оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху ещё горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал.

Тогда голубой олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять охотника пощадить её, но Йиркап не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь.

Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Йиркап отнёс колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол.

По другой версии этого сюжета колдунья заключила с ним пари, что Йиркап быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубого, ему убить не удастся.

Действительно, Йиркап, добыв вскоре 30 оленей, долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец, он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

Свою гибель легендарный охотник нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду, отяжелевший от выпитых им ополосок от стирки портянок.

Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи.

До сих пор могучий сосновый пень люди называют «пнем Йиркапа».

Образ Йиркапа описывал не только Геннадий Федоров, но и коми писатель Алексей Попов. Спектакль, сделанный по мотивам его повести «Йиркап», был показан на сцене Государственного академического театра драмы им. В. А. Савина и пользовался заслуженным успехом у зрителей.

Крт-Айка (Железный Свекор) – верхневычегодский могучий колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.

Сюжет о Крт-Айке впервые опубликован бытописателем Е. Кичигиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Сюжетные компоненты:

- Крт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей: «Сделал себе одежду из железа, надел на голову железную шапку, а через Эжву протянул железную цепь, которую сковал сам… Изба у него была тоже железная, лук и стрелы железные, все у него было из железа».

Как Юрка и Яг-Морт, он занимается разбоем, грабежом: «Начал он грабить встречного и поперечного. Никому прохода не давал. Железная цепь перегородила всю Эжву с берега на берег – никому не проехать… Кто едет в лодке, тот и попадает в руки Железному Свекору. Иного он оберет, иного отпустит, а иного утопит, без всякой пощады».

О колдовстве Крт-Айки сказано следующее: «По одному его слову меркнут солнце и луна, день превращается в ночь, а ночь в день, река течет вверх, засуха сушит землю; или скажет слово – польет такой дождь, что все избы несет в Эжву. Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой»;

- Состязание двух богатырей-колдунов в силе, неуязвимости и могуществе. Крт-Айка некогда дружил с колдуном Памой из Княжпогоста. Крт-Айка пропускает друга, опускает свою железную цепь на дно Эжвы. Но завистливый Пама недоволен, видя, как Крт-Айка варит сусло, сливает его из железных корчаг в железные ушаты и пьет. Крт-Айка наказывает завистника, останавливает лодку Памы посередине реки: «Раз сусло стой, то и лодка стой!». Состязание двух колдунов кончается мирно: сусло вновь потекло, а Пам поплыл дальше своей дорогой по Эжве.

Железо было необходимым атрибутом Крт-Айки: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая Крт-Айке, как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело.

Основным занятием Крт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью.

Более того, Крт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т. е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Крт-Айки.

Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Крт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.

Мелейка – герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, мезенский колдун (тун).

Имя Мелейки, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в коми-зырянских легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентьево (коми-зырянское Мелей) : Мелей + айка "старик" = Мелейка (Меляйка).

Состязание Стефана с Мелейкой предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам «колдовского эпоса» коми-зырян.

Вначале следует сюжет «Сусло, стой! Коли сусло, стой, то и лодка стой!». Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу Мелейка гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор Мелейки. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и Мелейка произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в «колдовском эпосе» фразы: «Сусло, беги! Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!». После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. Мелейка нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым.

Догадываясь, что Мелейка, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке.

Тогда Мелейка произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности.

В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный Мелейка выскочил из чана и бросился к реке.

Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелейку топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелейки разрезали ему нательный пояс.

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2. Поединок Перы с Лешим-Врса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Врса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Сначала он проигрывает Пере в перетягивании на палках: Пера предварительно привязывает себя к смолистому пню, а когда пень начал трещать, Пера пугает обессиленного Врсу, утверждая, что это с треском входят в него новые силы. Затем Врса пытается выведать у Перы, как тот спит во сне. «Сплю, как березовый кряж», – отвечает Пера, разгадав коварный замысел.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Врса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, - интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.

Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу, и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Сюжет о Яг-Морте впервые опубликован в середине прошлого столетия в «Вологодских губернских ведомостях». Район распространения – бассейн реки Печоры.

Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота.

В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.

Основные элементы сюжета сводятся к следующему:

На берегу Кучи-реки, что впадает в Ижму, живет чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной медвежьей шкуры, жестокий и беспощадный, с «ужасной образиной».

- Кровожадные проделки человека-чудовища: «Выберет ночь потемнее, зажжет деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет… К тому же был Яг-Морт великим колдуном: болезни, падеж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – все насылал он на народ».

- Яг-Морт похищает дочь старшины одного из селений невесту молодца Тугана красавицу Райду.

- Удалой жених Райды собирает друзей, вооруженных стрелами, копьями, вилами, пешнями, отправляется на поиски невесты, на поединок с Яг-Мортом. Смельчаки затаились в засаде возле тропы, вытоптанной чудовищными ногами колдуна, засели в густом лесу на горе у реки Ижмы.

И вот наступает момент: «Переходит Яг-Морт Ижму вброд, прямохонько против того места, где они притаились. Только Яг-Морт ступил на сухой берег, копья, стрелы, камни так на него и посыпались. Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище. Много голов размозжила палица Яг-Морта, многих изуродовала, но и сам он изнемог: коми без устали резали его копьями, стрелами и камнями. Изнемог он и грохнулся наземь».

- Расправа людей над Яг-Мортом: «И покорился колдун, повел в самую гущу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была просторная пещера. Рядом с пещерой на куче всякого хлама и костей лежала погибшая красавица Райда. В самой пещере нашли много всякого добра, сложили все найденное в кучу и сожгли, а пещеру засыпали камнями. Потом привели Яг-Морта к месту, где бились с ним, отрубили ему голову, вогнали в спину осиновый кол, чтоб встать не мог, и закопали в глубокую могилу».

Публикации по теме:

Фотоочерк из отпуска «Легенды курортного поселка Ольгинка». Часть 3.Фотоочерк из отпуска «Легенды курортного поселка Ольгинка». Часть 3. Уважаемые коллеги! Благодаря нашему профсоюзу, я первый раз в жизни совершенно бесплатно побывала в начале апреля на курорте Черноморского.

Фотозарисовка выходного дня. Экскурсия в музей «Легенды СССР». 1-я частьФотозарисовка выходного дня. Экскурсия в музей «Легенды СССР». 1-я часть Уважаемые коллеги, сегодня я Вас хочу пригласить на экскурсию в музей «Легенды СССР» На обратном пути из парка Лога, мы заехали в музей.

Клубный час для детей старшего возраста «Легенды седого Байкала» МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка» г. Улан-Удэ Клубный час «Легенды Седого Байкала». Автор: старший воспитатель высшей квалификационной.

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении»Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении» Цель: создать условия для знакомства детей с главной достопримечательностью родного края - озером Байкал. Задачи: Образовательные: -Формировать.

Конструкт занятия «Созвездия и легенды» Муниципальное образование город Березовский Березовское Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 27».

Проект «Моя малая Родина — Республика Коми. Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа» Проект «Моя малая родина Республика Коми» (на примере знакомства дошкольников с традиционным костюмом коми народа) Актуальность: одной из.

Особенности традиционного костюма коми народа. Материалы для проекта «Моя малая Родина — Республика Коми» Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем.

Посещение музея «Коми изба»Посещение музея «Коми изба» Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. В день музеев.

Проект «Народный коми орнамент» Пояснительная записка. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю.

Проект театрализованной деятельности «Мифы и легенды Жигулевских гор». Верблюд-гора .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коми легенды и предания
Опубликовано: 27 октября 2018 в 21:30
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коми легенды и предания» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Учаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД