Виктория Серенко
Куклы-образы в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками, Наташечками, Анечками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться. А почему? Да потому, что там остались наши самые милые, самые любимые нами, самые преданные наши друзья – игрушки! А какие игрушки у вас были самые любимые?
Публикация «Куклы-образы в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с ними новую, «взрослую» науку жизни. Но вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не вернуться!
Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные, немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких непосед познать азы этой непростой науки под названием «жизнь»!
Одни очень умные взрослые придумали и написали множество Программ это и «Школа 2100», и «Детство», «Радуга», программа под редакцией М. А. Васильевой, согласно которой, пройдя первую ступень образования и воспитания – детский сад – должен выйти ребенок, готовый гармонично вписаться в окружающий мир, стать его «положительной частичкой», будет вести себя так, как хотим этого мы, взрослые, готовым к преодолению следующей главной ступеньки жизни – школы. И это верно! И мы находим для этого важные, глубокие по смыслу, правильные слова, иногда забывая о самом главном в жизни ребенка – игре и игрушках. А как разнообразен и увлекателен этот мир - игрушек и игр! И он тоже является частью этих умных образовательных Программ, но если за дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» - какие невзрачные слова для маленьких друзей - становиться другим: необычным, впечатляющим, способным не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.
Давно, когда взрослые стали осваивать и воспитывать детей по курсам Программы «Школа 2100» - «Здравствуй, мир!», «Путешествие в прекрасное», «По дороге к Азбуке», «Игралочка» и др., то они взяли в руки помощников - мягкие игрушки, а чуть позже подарили детям человечка с носом - карандашиком (Карандашкин – главный персонаж курса «Путешествие в прекрасное»). Их очень приятно держать в руках, и детям они нравятся: милые, любимые, уютные образы… Но руки взрослого заняты, а ведь на занятиях так много ими приходится действовать! Надо брать предметы, погладить – похвалить, приобнять, взять за руку малыша и подвести к чему- либо, танцевать, играть на музыкальных инструментах и многое другое…
Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, позволяющих заинтересовать в совместных действиях, выполнять их кукле и ребенку вместе. Так и у музыкальных руководителей детских садов постепенно создавалась своя маленькая коллекция кукол – образов: это куклы – образы «Гремучая Змея», «Веселый паровозик» с разноцветными вагончиками, «Гномик Ритмичок», каждая из которых является дидактическим пособием, целой игрой.
Благодаря их функциональности, образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такими куклами может быть много. «Гномик-Ритмичок» - кукла - образ, прекрасно заменившая устаревший фланелеграф, стала желанным гостем на музыкальных занятиях, детских театрализациях, досугах (слайд 1). На ярком зелено- желтом тканевом поле куклы размещаются «Ритмические картинки», «ритмические цепочки», на поле синего цвета – «Звездочки» с творческими заданиями. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру: никто из детей не знает, что интересное «скрывает» Гномик под синим плащом.
С раннего возраста мы учим детей «путешествовать на паровозике», строиться и двигаться друг за другом, положив руки на плечи впередистоящих. А ведущему предлагается представить, что он – Паровозик. Но намного интересней, когда превратится в «настоящий» веселый Паровозик помогает кукла – образ! Поэтому следующей куклой - образом, в которой возникла практическая необходимость, стал «Веселый паровозик» с занимательными вагончиками (слайд 2). Выполненная из легкого, яркого материала, кукла – образ оснащена перчатками для рук, что не ограничивает в движениях при управлении куклой. Размеры подобраны как для ребенка, так и для взрослого (регулируется длина лямок); выражение «лица» Паровозика может меняться с веселого на грустное, так как рот зафиксирован на липкую ленту. За Паровозиком выстраиваются вагончики, также выполненные из легких тканей четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, оснащенные прозрачными кармашками для дидактических вкладышей. Вкладышами могут быть задания - «Ритмические картинки», задания – символы (например, по музыкально – ритмическим движениям или танцевальным жанрам, открытки по темам «Времена года», «Сказки», «Музыкальные инструменты» и т. д.
Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности. Например, такого эффекта позволяет добиться появление на музыкальном занятии сюрпризной куклы – образа «Гремучая змея» (слайд 3). Малышей в этом образе привлекает все: яркая желто – зеленая расцветка, наличие трех потайных карманов, закрытых на замки - молнии, позволяющих не только каждый раз менять их наполнение в зависимости от целей занятия (шумовые музыкальные инструменты, фигурки людей и животных, геометрические формы, мини – иллюстрации и т. д., да и сам образ способен «научить» двигаться «змейкой», добиться плавности, гибкости, выразительности в движениях. Вариативность наполнения предметами куклы – образа позволяет влиять и на ход занятия или досуга, т. к. ребенку предоставляется выбор кармана (его наполнения, и соответственно, выбор деятельности на музыкальном занятии. Например, открыв наугад карман с колокольчиками, можем предположить, что с ними можно музицировать, сопровождать пение, играть. В следующем кармане могут находиться открытки – иллюстрации со сказочными героями, с которыми «отправимся» слушать музыкальные пьесы или импровизировать, изображая в движении этих героев сказок. В третьем кармане можно найти материал к музыкально – дидактической игре и т. д. И каждый раз наполнение будет новым, а следовательно, новым и неожиданным может стать каждое занятие.
Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка! Я думаю, воспитатели нашего детского сада поймут уникальность, неповторимость, важность игрушки, которая придумана, продумана и выполнена с душой своими руками (слайд 4).
Что же всегда отличает кукол – образов?
Кукол – образов, придуманных и созданных своими руками, отличает: полифункциональность; полиобразность; контактность с ребенком на уровне его глаз; доступность в использовании, как детьми, так и взрослыми; они являются приемом «яркого пятна». Куклы всегда получаются разные: умные, неповторимые, разнообразные, способные выполнять учебные и воспитательные функции, делают возможным контакт с ребенком на уровне его глаз. Перчатки – тонкие, мягкие, позволяют свободно выполнять движения кистью и пальцами рук, в том числе играть на музыкальных инструментах.
А вот посмотрите еще некоторые разновидности кукол! «Ромашка» (слайд 5, «Чудо - дерево» (слайд 6) и «Совушка - Сова» (слайд 7, которые также могут стать нашими друзьями.
Куклы – образы, используемые в музыкальном воспитании дошкольников, разнообразны, привлекательны для детей, родителей, соответствуют современным педагогическим требованиям:
Расширяют кругозор ребенка, знакомя его с культурой, искусством, народным художественным творчеством;
Способствуют социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
Создают благоприятный эмоциональный фон на музыкальных занятиях, досугах, способствуют накоплению положительного нравственного опыта;
Удовлетворяют интерес ребенка к активной музыкальной деятельности и побуждают ее.
Вы спросите: почему я так много говорю о всех куклах? Да потому, что каждая из них может использоваться во всех видах деятельности нашего сада: нет кукол только для математики или экологии, только для музыки или для физкультуры! Их можно использовать где угодно и кем угодно! И каждая из них может стать участником вашей новой сказки! А сказки в нашем саду любят и с нетерпением ждут и взрослые, и дети!
Поверьте, с куклами – образами жизнь детей в нашем саду станет еще увлекательней, ярче, занимательней, они станут настоящими друзьям (слайд 8).
Мне также хотелось не просто сделать достойную куклу, но и интересно представить ее на очень умном собрании – СЕМИНАРЕ. Для начала, я вам их представлю: сказочница, ворона и лиса. Теперь попрошу выйти 3 желающих сюда к нам и поучаствовать в сказке – импровизации А. Крылова «Ворона и лисица». Таким образом, мы с вами проверим моих кукол – образов, каковы они в действии.