Людмила Тайбичакова
«Кто живёт в лесу». Методика ознакомления детей с дикими животными
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто живёт в лесу».
Методика ознакомления детей с дикими животными.
Тайбичакова Людмила Владимировна
МБОУ «Парбигская СОШ им. М. Т. Калашникова»дошкольная группа
Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных значениях экологического характера.
Публикация «„Кто живёт в лесу“, Методика ознакомления детей с дикими животными» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Экологические знания- это сведения взаимосвязи конкретных растений и животных ее средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находится живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. При ознакомление детей с животными мы ставим перед собой следующие задачи:
Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливые отношение к растительному и животному миру;
Закрепить представления о сезонных изменениях, поведении животных.
Для решения этих задач, с детьми средней группы детского сада учитывая то, что дети этого возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая, ясная и опирается на их опыт и знакомые образы, я использую в своей работе разные виды совместной деятельности и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Рассматривание картин, иллюстраций, плоскостных изображений для фланелеграфа, дает первоначальное представление об обитателях леса, учат различать животных по внешним признакам.
Чтение литературных произведений: стихов, сказок, рассказов, загадывание загадок. Особое место отводится произведениям В. Бианки, Е. Чарушина, обыгрыванию его сказок, рассматриванию авторский иллюстраций, которые помогают детям устанавливать простейшие связи между обитателями леса, вызывают интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
Дошкольник 4-7 лет- это еще маленький ребенок, который хочет много играть, поэтому, игру я включаю в занятия, труд, наблюдения.
Познавательные, природоведческие игры такие, как «Кто чей детеныш?», «Что было бы, если бы из леса исчезли…», «Противоположность» и другие- закрепляют полученные знания о внешнем виде животных, повадках, питание, местах обитания, приспособленности к сезонным изменениям в природе.
Те же задачи помогают решить игры-имитации, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, например:
Волк- серьезный, грозный зверь.
С недовольною злою миной.
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
-То ли будет впереди,
Ну, заяц, погоди! – Дети запоминают характерные особенности волка (злой, хищный зверь, охотится на зайцев).
Занятия изобразительной деятельности так же являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников.
У детей среднего возраста еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, в природе поэтому важная роль отводится сказкам. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными образами животных, мы помогаем детям обрести реалистические представления о них.
Как пример я привожу конспект разработанного мной занятия по рисованию на тему «Зайка серенький стал беленьким».
Программное содержание:
Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика- летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Предварительная работа.
Беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски).Сравнение изображений зайцев- в летней и зимней «шубах».Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц- русак и заяц-беляк.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев- вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета; клей, гуашь белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки. Для показа –варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, как изменилась ваша одежда с наступлением зимы (ответы детей).
Почему вы сменили лёгкую одежду на тёплую (стало холодно, мороз).
Как вы думаете, что согревает зверей в лесу (мех, меховые шубки).
Меняют ли животные свои шубки к зиме? Какими они становятся (мех становится гуще, теплее).
Но у некоторых животных шубка становится не только теплее, но изменяется и её цвет. Назовите их. (лиса, белка, заяц).
Зачем у животных изменяется цвет шубки (чтобы легче было скрываться от врагов).
Сейчас я прочитаю вам сказку о животном, которое ничего об этом не знало, а кто это вы узнаете отгадав загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая- для лета,
Для зимы- другого цвета. (заяц)
Чтение сказки Т. Ворониной про зайку, интонационно выделяя слова «серый» и «белый».
По окончании чтения сказки вопросы детям:
Почему шубку зайчика не узнать (стала белой)
Как она изменилась?
Физкультминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.
(Поворот спиной, приседание на корточки,
обхватить себя руками, голову опустить вниз)
(Дети садятся за столы)
На магнитной доске размещены листы бумаги синего и белого цвета. Воспитатель показывает силуэт серого зайца.
Воспитатель:
Ребята,в какой шубке наш зайчик- в летней или зимней? Надо поскорее помочь бедному зайке сменить шубку, иначе случится беда: на белом снегу его увидят охотники или хищные звери. (прикладывает силуэт серого зайца к белому листу бумаги). Но сначала нужно приклеить зайчика к листу бумаги синего цвета немного выше нижнего края (показ выполнения работы).Затем взять на кисть белую гуашевую краску, раскрасить силуэт, и нарисовать под ним дорожку или сугроб снега. Во время показа воспитатель читает стихотворение С. Есенина «В ожидании зимы»
Под осенними осинками
Зайка зайке говорит:
— Посмотри, как паутинками
Наш осинничек обвит.
Замелькали нити белые,
Закраснел в дубраве лист;
Сквозь деревья помертвелые
Чей-то слышен вой и свист.
То зима идет сердитая —
Горе бедному зверью!
Поспешим к ее прибытию
Шубку выбелить свою. —
Под осенними осинками
Обнялись друзья, молчат.
Повернулись к солнцу спинками —
Шубки серые белят.
Воспитатель :
Все взяли в правую руку кисточку, набрали на неё белую гуашь и начинаем помогать нашим зайчикам менять шубки на белые. (по ходу выполнения работы воспитатель следит за аккуратностью выполнения работы).
Воспитатель : Молодцы, ребята. Здорово у вас получилось. Теперь нашим зайкам не страшен ни охотник, ни хищный зверь, на белом снегу его не сразу заметят.