Папки-передвижки

«Кто такие удмурты?» конспект занятия по проекту «Народы России» для подготовительной группы

Любовь Поршнева
«Кто такие удмурты?» конспект занятия по проекту «Народы России» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Кто такие удмурты

Конспект занятия по проекту «Народы России» для подготовительной группы

Ход занятия:

Воспитатель: В нашей стране живут люди разных национальностей: удмурты, марийцы, русские, татары, чуваши, и другие. У всех свои обычаи, традиции, костюмы. Мы сегодня поговорим о культуре удмуртского народа.

Публикация «„Кто такие удмурты?“ конспект занятия по проекту „Народы России“ для подготовительной группы» размещена в разделах

1 слайд: Символика Удмуртии. Герб- человек-лебедь в обрамлении раскрытых белоснежных крыльев воплощает чистоту промыслов, мечты удмурского народа о свободе. Круглый щит герба – это земля, луна, солнце и вселенная. Черный цвет- земля, красный – солнце и символ жизни, белый- космос, свобода и чистота. Солярный знак – оберег, который имеет несколько значений, 1 охраняет счастье от невзгод, 2 символ плодородия.

3-4 слайд. Удмурты — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике. Говорят на русском языке и удмуртском языке. Столица город Ижевск.

5- 7 слайд. Северно-удмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки.

Одежда южно-удмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы.

6 слайд. Мужская одежда состояла из: рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом,

штанов на кожаном или шерстяном поясе, головного убора валяной шляпы или овчинной шапки. обувь – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Воспитатель: Удмуртский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание.

8 слайд. Мастерство девушки оценивалось её вышивкой, и поэтому все маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать.

9-10 слайд. Традиционные занятия удмуртов — земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка.

Воспитатель: Какой цветок является любимым цветком удмуртского народа?

11 слайд. Любимым цветком и символом удмуртского народа является цветок купальница европейская – италмас Релиана.

Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной девушки. “Жила в Алнашах скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но к сожалению, раньше редко показывалось счастье таким людям. Италмас тоже оказалась несчастливой. Однажды из дальней деревни приехали какие-то люди, чтобы выкрасть её для своего богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к своему любимому – смелому охотнику Замбатыру. Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и спрятаться в густой траве. Она стала шептать какие-то слова, произносить заклинание. И после этого все заволокло густым туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, называют Италмасом”.

Воспитатель: Купальницу с полным правом можно назвать национальным цветком удмуртского народа.

12 слайд. Народные узоры и орнаменты. Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов.

13 слайд. В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Удмуртский национальный инстумент– это Быдзимкрезь (Великий крезь).

Крезь - это струнный щипковый инструмент, деревянная цитра с резонаторным ящиком. Внешне он напоминает русские гусли и карельские кантеле, но имеет иной внутренний резонатор, дающий своеобразный звук.

Типичное поселение удмуртов — деревня (удм. гурт). Она располагалась вдоль реки или вблизи родников. Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба с холодными сенями и двускатной крышей.

В домах находилась глинобитная печь (гур). По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи.

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические, загадки. Главное место занимают песни.

Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету.

Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя».

С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его ЛопшоПедунем.

ЛопшоПедунь – сказочный герой удмуртов.

Красавица береза (удмуртская народная сказка)

В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.

Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.

Говорит старуха старику:

– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.

Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать.

Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу.

Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились.

Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:

– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.

Старик испугался, даже топор из рук выронил.

«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик.

Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:

– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.

– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!

И прогнала старика обратно в лес.

Подошел он к березе, поклонился и сказал:

– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!

– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!

Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.

Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!

– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!

А старуха как накинется на него:

– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!

С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.

Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:

– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.

Старик обратно домой отправился.

Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:

– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!

– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.

Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.

– Делай, – кричит, – что тебе приказано!

Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:

– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.

Старик обрадовался, скорее домой зашагал.

Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.

Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!

Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду.

«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!»

А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:

– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!

Ударила его коромыслом и выгнала вон.

Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.

Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:

– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…

– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.

Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.

Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.

– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.

– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!

Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.

Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.

Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.

Говорит она старику:

– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!

Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:

– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!

Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:

– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!

Вернулся старик домой, открыл двери.

– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!

И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко.

Так-то вот и стали они оба медведями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество. Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге,.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России»Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России» Конспект ОД по ФЭМПна тему:«Счет от 0 до 10. Народы России»Цель: Закрепить счет и знания о цифрах в пределах 10 по теме «Народы России»,.

«Станция «Новослободская». Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы к проекту «Московское метро»«Станция «Новослободская». Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы к проекту «Московское метро» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города на примере Московского метрополитена, развивать познавательный.

Конспект экскурсии «Почта России» для детей подготовительной группыКонспект экскурсии «Почта России» для детей подготовительной группы Цель: Расширить знания детей о профессиях людей (о почтальоне). Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Конспект занятия «Кто такие животные»Конспект занятия «Кто такие животные» Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект занятия воспитателя для детей средней группы «Такие странные эмоции» Конспект занятия воспитателя для детей средней группы «Такие странные эмоции»Цель проекта:• Создание условий для ознакомления детей с миром.

Лэпбук к проекту «Прошлое России»Лэпбук к проекту «Прошлое России» В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кто такие удмурты?» конспект занятия по проекту «Народы России» для подготовительной группы
Опубликовано: 4 марта 2020 в 17:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кто такие удмурты?» конспект занятия по проекту «Народы России» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Поршнева (УИ 958884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД