Татьяна Сергеева
Коррекционное оборудование в помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня хочется познакомить Вас с нашими методами и формами работы в сфере работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наши воспитанники – Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) при сохранном интеллекте. В нашем учреждении контингент воспитанников составляет преимущественно эта категория. К ней относятся дети, не имеющие отклонений в психическом развитии, нуждающиеся в систематической ортопедической коррекции.
Публикация «Коррекционное оборудование в помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2019
Нарушения ОДА часто сочетаются с нарушениями работы многих органов и систем. У детей обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обращать внимание на ОДА детей важно ещё и потому, что будущая учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительным удержанием относительно неподвижной позы и резким снижением двигательной активности.
К нарушениям опорно-двигательного аппарата относится нарушения осанки и деформация нижних конечностей (плоско-вальгусная деформация стоп, плоскостопие, рекурвация коленных суставов). О данных диагнозах вы можете узнать из медицинских источников.
Дети, имеющие нарушения ОДА испытывают определенные трудности, такие как, двигательная нескоординированность; нарушения в соблюдении темпа движений; низкая работоспособность; повышенная утомляемость; отставание в физическом развитии; ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза); затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки); затруднения в фиксации положения на определенное время; заторможенность.
Более подробно остановлюсь на работе с детьми с деформацией нижних конечностей.
Коррекционная деятельность с данными детьми составляет включение в зависимости от диагноза определенных элементов лечебной физической культуры для нормализации позы и положения конечностей, снижение мышечного тонуса, преодоление насильственных движений, укрепление мышечной системы во всех видах двигательной деятельности, использование специального нестандартного оборудования для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата во всех режимных моментах.
Чаще всего мы включаем упражнения в движении по коррекционным дорожкам и различные виды ходьбы с использованием предметов и пособий:
по канату, по дорожкам-наполнителям; по дорожкам - массажерам, по обручу; по ребристой доске, по гимнастической палке; по обручу, с мешочком на голове.
Стандартное и нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
В нашей группе имеется стандартное оборудование это: ребристая доска, лесенка-стремянка, коррекционные дорожки фабричного качества. Данное оборудование способствует укреплению мышц стопы, формированию правильного свода стопы.
Также мы используем привычные нам вещи, такие как коврик для ванной, придверный коврик, лоток для обуви. Данные предметы также способствуют стимуляции нервных окончаний на стопах ног.
Есть оборудование, которое мы сделали своими руками. Родители воспитанников также нам в этом помогали.
«Пищащая дорожка». Дети с удовольствием ходят по ней, пытаясь наступить на пищалку, вшитую в геометрическую фигуру и услышать характерный звук.
Дорожка с нашитыми на неё цветными крышечками (бросовый материал). Мы с детьми называет их «Ёжики».
Дорожка с направлением постановки стоп (пятки вместе - носки врозь, носки вместе – пятки врозь). Для малышей задание трудное, а ребята постарше справляются хорошо.
«Пуговичная дорожка» появилась в нашей группе одной из первых. Дети свободно ходят по ней. Обратите внимание на её ширину, ходьба по такой дорожке способствует развитию равновесия.
Индивидуальные пуговичные коврики, также сшиты родителями воспитанников. Эти коврики мы использует довольно часто. На утренней гимнастике они служат ориентирами расстановки детей, либо по кругу, либо в шахматном порядке. Это удобно при работе с младшими дошкольниками. В подвижных играх данные коврики используются в качестве «домиков», куда малыши могут спрятаться. Также можно их использовать в качестве препятствия при перешагивании.
«Змейка» используется при ходьбе приставным шагом.
Дорожка «Стопы». Внутри каждой стопы вшита палочка, что позволяет формировать правильный свод стопы.
Дорожка с различными поверхностями, состоит из 4 частей. 1 часть – это колечки, 2 часть - мягкая (внутри поролон, 3 часть – колючий коврик, 4 часть - змейка из веревочки с узлами.
Интересное оборудование мы сделали из нескольких пластин, которые можно собрать в виде цветка, чтобы дети ходили по кругу, через препятствия. Цветок можно разложить в виде дорожки, дети могут ходить по ней, наступая на цветные пластины, либо переступая через них.
При планировании коррекционных упражнений учитываем, то что упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям, эмоционально привлекательны; нести достаточную мышечную нагрузку; логично включаются в сюжет занятия.
Коррекционные упражнения и игры включаем в любой части занятия, при этом они помимо коррекционных задач способствуют снятию мышечного и умственного напряжения, предупреждению утомления и повышению работоспособности.
Таким образом, целостная, системная работа в течение всего дня, и режимных процессов способствует эффективной коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата.