Мария Попова
Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) - это заболевание головного мозга, при котором, в первую очередь, поражаются двигательные системы мозга, вторично - наблюдаются различные психомоторные нарушения. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект в виде задержки формирования, недоразвития, нарушения или утраты двигательных функций в зависимости от формы ДЦП (спастическая диплегия, двойная гемиплегия (тетрапарез, гиперкинетическая форма, атонически-астатический синдром).
Публикация «Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременной оказание специальной педагогической помощи. Врачи давно отмечают, что ранняя педагогическая абилитация таких детей имеет решающее значение и для улучшения их психофизического состояния, и для обеспечения жизнедеятельности ребенка в целом. Развитие двигательной сферы, мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка с ДЦП. Это основа развития всех психических процессов, речи, выработки навыков самообслуживания, развития манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, а в дальнейшем - формирования учебных навыков чтения и письма. Данные современной медицины доказывают необходимость раннего начала коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП для формирования необходимых навыков и умений при самообслуживании, игровой и учебной деятельности, социальной адаптации. Все специалисты нашего РЦ обращают внимание на важность и необходимость своевременного развития мелкой моторики у детей с ДЦП. Наш РЦ посещают дети от трех лет, так как развитие мелкой моторики у детей с ДЦП следует начинать с раннего детства. Руки принимают важное участие в жизни ребенка (вставание, захват предметов и т. д.). Почти у всех детей c ДЦП отмечаются задержка и нарушения формирования двигательных функций, что отрицательно сказывается на физическом развитии, ограничивают предметно-практическую деятельность и процесс восприятия окружающего.
Развитие общей и мелкой моторики является важнейшей частью системы воспитания и обучения детей с ДЦП. Эта работа начинается с диагностического обследования на основе диагностики для выявления уровня развития ручных умений и навыков ребенка. Результаты диагностики учитываются в процессе работы по формированию мелкой моторики с учетом возраста, формы заболевания. Работа по формированию двигательных навыков и умений проводится в разных формах обучения: индивидуальной, подгрупповой. На занятиях используются игры, которые не предполагают, большой двигательной активности, сложных движений и в которых могут участвовать дети. Так же на занятиях используются комплексы пальчиковой гимнастики. Эти игры и упражнения динамичны, эмоционально приятны, не допускают перегрузки и переутомления детей. Кроме того, в занятия включаются элементы рисования, лепки, аппликации как составные части работы по развитию общей моторики. Использование игр с мелким раздаточным материалом способствует формированию правильного захвата предметов у детей младшего возраста. Детям старшего возраста предлагается плоскостной материал (плоскостные изображения предметов, геометрических фигур). Использование трехгранных карандашей, тренажеров для левшей и правшей способствует формированию правильного удержания карандаша, формированию начальных графических навыков у детей. При проведении упражнений по развитию мелкой моторики, используются различные приемы: зрительные (наглядность, образец педагога, тактильные (массаж, игры на развитие тактильного восприятия, например, "Чудесный мешочек", речевые (инструкция педагога, художественное слово). При выполнении ребенком задания используется не только наглядность, но и реальная помощь в выполнении движения, когда рука педагога удерживает руку ребенка, одновременно проговаривая последовательность выполнения движения и помогая выполнить движение более точно, целенаправленно. Чем тяжелее двигательное нарушение у ребенка, тем активнее помощь взрослого. Для развития мелкой моторики у детей с выраженными нарушениями рук целесообразно использование крупного дидактического материала - крупных пирамидок, мозаики, мягкого конструктора и т. д. Игры, упражнения с мячом су-джок, природным и бросовым материалом, игрушками разного размера и фактуры способствуют развитию мелкой моторики и тактильных ощущений у детей с ДЦП. Для развития силы пальцев рук используются различные эспандеры, массажеры.
Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре, проводимые специалистом ЛФК. Для проведения этой работы в нашем РЦ есть необходимое оборудование: специализированное помещение, спортивный комплекс, ортопедические мячи, модули, специальные приспособления для передвижения по РЦ (коляски, ходунки, поручни) и т. д. Работу по развитию мелкой моторики в нашем РЦ проводят на занятиях по труду, изобразительной деятельности: детей младшего возраста педагоги учат правильно держать кисть, карандаш, используя прием "рука в руке"; детей старшего возраста учат пользоваться ножницами, трафаретами, различными приемами лепки, рисования, изготовления поделок из природного и бросового материала. Большая заслуга в развитии общей моторики, двигательных навыков у детей с ДЦП принадлежит и другим участникам педагогического процесса нашего РЦ: музыкальному руководителю, инструктору по ЛФК, специалисту по массажу. Обучение движениям они проводят на своих занятиях с детьми в игровой и увлекательной форме. Важную роль в коррекционно-педагогическом процессе принадлежит родителям. Родители получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, выполнению заданий и игр по развитию двигательных навыков и умений, посещают занятия, получают консультации специалистов РЦ. Тесный контакт родителей и педагогов обеспечивает успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей.
Таким образом, раннее комплексное коррекционное воздействие позволяет достичь положительных результатов в развитии двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эффективность этой работы достигается в результате согласованности действий педагогов и специалистов РЦ, родителей.