Ильина Ирина
Коррекция тревожности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом библиотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок в этом возрасте имеет еще много детских качеств – наивность, легкомыслие, однако с приходом в школу часто детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус ребенка, интересы, ценности и весь уклад жизни. Младший школьный возраст обещает ребенку достижения в учении. Однако новая социальная ситуация жестко регламентирована и является для ребенка стрессовой. Это отклонение лежит в основе детских страхов, появления тревожности, они снижают волевую активность, вызывают угнетенное состояние.
Публикация «Коррекция тревожности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом библиотерапии» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я».
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П. Жане, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, В. Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
Дети с ДЦП испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. Качественная характеристика страхов детей с церебральным параличом отличается от страхов здоровых детей. Большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. А так же повышенная гиперчувствительность и ранимость может привести к неадекватным страхам, появлением большого количества социально-опосредованных страхов.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с нарушением опорно-двигательно аппарата с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром - школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме учебной тревожности рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.
С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением - обстановкой в семье, школе.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и, причем в большей степени, в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в младшем школьном возрасте.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является библиотерапия.
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения".
Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение опыта межличностного общения.
Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество.
Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: библиотерапия как средство снижения тревожности у младших школьников.
Цель исследований: создание эффективного психокоррекционного поля для коррекции тревожности младших школьников средствами библиотерапии.
Задачи исследований:
- гармонизация личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- научить понимать чувства, переданные книгой, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;
- развитие умений социально – коммуникативного характера.
Алгоритм занятий
Целевая аудитория - младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Количество участников – 6 школьников в возрасте от 8 до 10 лет.
Количество и периодичность занятий – 12; 3 раза в неделю
(понедельник, среда, пятница).
Продолжительность занятий – 40 минут.
Место проведения – специализированный кабинет психолога, библиотека.
Коррекционно-развивающая работа проводится в три этапа:
Первый этап - вводный. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения учащихся в группе. (2 ЗАНЯТИЯ)
Второй этап – реконструктивный. (9 ЗАНЯТИЙ)
Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь младшим школьникам с нарушением опорно-двигательного аппарата в снятии тревожности, в формировании доброжелательных отношений к сверстникам. (1 ЗАНЯТИЕ)
2. Основная часть.
Знакомство с целью занятий, обсуждение и принятие правил участия в группе
ЗАНЯТИЕ № 2 «ИЩУ ДРУГА»
ЗАНЯТИЕ № 3 «МОИ ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ»
ЗАНЯТИЕ № 4 «ЗНАКОМСТВО С КНИГОЙ Э. УСПЕНСКОГО «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»»
ЗАНЯТИЕ № 5 «Путешествие в удивительный лес»
ЗАНЯТИЕ № 6 «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
ЗАНЯТИЕ №7 "Страхи и эмоции"
ЗАНЯТИЕ №8. "Тревожность"
ЗАНЯТИЕ № 9 «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
ЗАНЯТИЕ № 10 «МОИ ПОСТУПКИ»
ЗАНЯТИЕ № 11 «САМОКОНТРОЛЬ"
ЗАНЯТИЕ № 12 «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ, И ТЫ ПОЙМИ МЕНЯ»