Ирина Ларионова
Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детского сада «Тополёк»
Токарёвского района Тамбовской области.
Пояснительная записка
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.
Публикация «Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.
Содержание программы
Цель программы : коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы :
Развивать пространственно-временные представления;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;
Развивать общую и мелкую моторику.
Срок реализации программы :
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года, общее количество занятий – 26
Форма работы : индивидуальная.
Основные методы:
творческие задания;
логические задания;
задания на зрительное восприятие;
упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.
Эффективность использования программы
В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности и работоспособности.
2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.
Структура занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей:
I. формирование пространственных представлений;
II. формирование психических процессов.
III. I– я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:
1. Освоение телесного пространства.
2. Освоение внешнего пространства.
3. Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)
4. Конструирование и копирование.
Освоение телесного пространства.
Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.
Упражнения на освоение внешнего пространства
Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.
Пространственные схемы и диктанты
Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
II. Формирование психических процессов.
Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала : «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваю не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.
Требования к помещению:
Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях, светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.
Литература
1. Журнал «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.
2. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.
3. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
4. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М. ; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)
5. Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.
6. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».
7. Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».